ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЮБОЙ ЗАПИСИ, БУДЬ ОНА ЦИФРОВАЯ ИЛИ АНАЛОГОВАЯ, —
ВСЕГДА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ПОПЫТКА СОЗДАТЬ НЕКУЮ ЗВУКОВУЮ МОДЕЛЬ, ИЛЛЮЗИЮ,
МИРАЖ.
ДОБИВАТЬСЯ СХОДСТВА С «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ», КОТОРОЙ РЕАЛЬНО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО,
БЕССМЫСЛЕННО. ПОЭТОМУ МЫ СЕГОДНЯ НЕ СТАНЕМ ИСКАТЬ ПРАВДЫ, А ПОСТАРАЕМСЯ
ПОСТРОИТЬ НЕСКОЛЬКО ТАКИХ МОДЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ОДИН И ТОТ ЖЕ ТРАКТ.
ДЛЯ ЭТОГО СТАНЕМ ЭКСПЕРИментировать с цифровым и аналоговым источниками,
глубиной обратной связи и разными режимами выходных ламп усилителя.
Систему мы подбирали для этого очень тщательно, поэтому расскажу
о ней поподробнее.
НАЧНЁМ С ДЕСЕРТА
Создатели Roksan Radius 5 ($1260), как видно, люди нестандартно
мыслящие и не лишенные гражданской смелости. Что и говорить,
конструкция тонарма Nima довольно рискованная, по крайней мере,
внешне. Алюминиевая трубка приличного диаметра вклеена в прозрачный
акриловый стакан, который свободно и с большим зазором качается
на стальной вертикальной опоре. Подшипников нет и в помине, стакан
и опора контактируют в одной точке — где шип, вкрученный в дно,
входит в коническое углубление на торце опоры. Самоустанавливающиеся
«юнипивотные» (unipivot) тонармы известны давно, но такое оригинальное
исполнение встречается впервые. Балансируется узел в обеих плоскостях
перемещением противовеса по оси и поворотом относительно нее.
Решение простое, как все гениальное — отверстие в грузе просверлено
не по центру, поэтому он, являясь эксцентриком, в разных положениях
создает различный опрокидывающий момент. Антискейтинг обеспечивается
традиционно — грузиком на нитке.
Но вот что настораживает: вместо проводов внутри арма протянута
тонкая (и ломкая, как предупреждает инструкция) лента с печатными
дорожками. Ее гибкость и качество передачи сигнала с амплитудой
несколько микровольт вызывает сомнения. Шелл тоже акриловый, с
довольно толстой посадочной площадкой, так что для крепления головки
понадобятся длинные винты.
Стол состоит из трех фигурных плит MDF, отделанных светлым шпоном
и отлакированных. Нижняя, самая тяжелая, является основанием и
устанавливается на три шипа. К ней в трех точках через амортизаторы
крепится еще одна платформа с тонармом и узлом центрального подшипника.
И, наконец, на третьей установлен двигатель с четырехступенчатым
шкивом для скоростей 33/45 при частоте сетевого напряжения 50 и
60 Гц. Диск выточен из дымчатого акрила и приводится в движение
круглым резиновым пассиком. Мне нравится акрил, потому что он абсолютно
акустически индифферентен и не требует никаких матов. Металлические
и стеклянные диски (на мой взгляд) даже при наличии оных все же
окрашивают звук, а выточенные из MDF — чересчур глухие.
В комплекте — два шестигранных ключа (регулировка высоты и демонтаж
тонарма), весы-качели и трафарет для позиционирования иглы.
Головка у нас совсем новая, только-только из Италии. Это MC-картридж
с высоким (2,5 мВ) выходом Bluenote Boboli (C=495). По мне, так
это приемлемый по цене вариант для приверженцев МС, не желающих
приобретать дорогой повышающий трансформатор. Как показывает опыт,
найти корректор, одинаково хорошо работающий с МС и ММ-головками,
за обозримые деньги довольно сложно.
Итак, Boboli. Информации об этой головке пока не густо: диапазон
18 — 38000 Гц, разделение >28 дБ, прижимная сила 1,8 г. Очень
компактный пластиковый корпус, закрепленный на массивной латунной
пластине. Отсюда и приличный вес — около 9 г. И кое-что еще — Boboli
в Италии называют сладкое блюдо, подаваемое на десерт.
Bluenote выпускает также и фонокорректоры (тонармы и проигрыватели,
кстати, тоже), и мы решили этим воспользоваться. Корпус увесистого
бочонка De Medici (C=850) выточен из алюминия и эффективно экранирует
чувствительные к наводкам внутренности. Если открутить пару винтов
и снять заднюю панель, можно добраться до DIP-переключателей, задающих
усиление (MM/MC) и входное сопротивление (47 К/470 Ом). Схема собирается
и настраивается вручную, монтаж выполнен проводом Hyper Litz из
бескислородной меди.
ДЕЛЬФИН И КРЕВЕТКА
После разрыва с Дэйвидом ИвAнна не только оставила фамилию мужа,
но и название фирмы — Manley Laboratories, Inc. Обаятельная бизнес-вумен
теперь занимается маркетингом, стратегическим планированием,
а также придумывает имена и дизайн для новых моделей. В последнее
время ее что-то пробивает на гастрономические темы — полученные
недавно из США компоненты называются Shrimp и Mahi-Mahi. Что
такое shrimp, нынче знает каждый любитель пива, а вот mahi-mahi
пробовали немногие. Это рыба, водится у Маршалловых островов
и очень ценится гурманами за изумительный вкус. Ее еще называют
«дельфиньей рыбой», очевидно, за внешнее сходство.
Среди разработчиков Manley Labs осталось немало опытных конструкторов
из старой команды, так что идеология фирмы не претерпела принципиальных
изменений. Предусилитель Shrimp ($2350) выполнен в виде стандартного
19-дюймового блока, толстая передняя панель которого имеет проушины
под mount rack. На вороненой плоскости — четыре поворотные рукоятки
(Input, Volume, Balance и Power On/Off) из черной пластмассы с
широкими рисками да светящееся окошко с логотипом — в общем, все
как обычно. Есть еще кнопка Mute, которая принудительно включает
реле в схеме задержки сигнала на выходе при включении питания.
Сзади — 5 входов RCA и два запараллеленных выхода. В каждом канале
по две лампы: 12AT7WTA с клеймом «Ei» (изготавливались в бывшей
Югославии по лицензии Philips) — на входе и американские 7044 General
Electric — на выходе. И те и другие — двойные триоды, так что получается
четыре каскада, а зачем столько для усиления в 12 дБ, если только
у 12AT7 m около 50? Значит, пара SRPP* или усилитель напряжения
с катодным повторителем до регулятора громкости и такое же сочетание
после него, но на более мощной лампе.
* SRPP — Series Regulated Push Pull, или двухтактный каскад
с последовательным включением. Правильнее было бы назвать его
двухэтажным.
Конструкция предусилителя по-военному прагматична — в ней минимум
аудиофильских заморочек, все свинчено и пропаяно крайне добросовестно.
Конденсаторы в звуковом тракте исключительно MultiCap PPMFX (металлизированный
полипропилен), причем на выходе стоят плюхи по 30 мкФ на 200 В.
В выпрямителе — обычные «медленные» диоды 1N4007 без шунтирования
емкостями и тут же — очень приличные электролиты Cornell Dubilier.
Регуляторы громкости и баланса — точные Noble с пластиковым проводящим
слоем, и при этом весь монтаж, включая входную коммутацию, сделан
на печатных платах. Поскольку Shrimp далеко не самое сложное и
дорогое изделие Manley, вкладывать стоило лишь в комплектующие,
принципиально важные для звука.
Схемотехника Mahi-Mahi ($3200 пара) примерно та же, что и у знаменитого
интегральника Stingray. На входе — югославские ЕСС81, фазоинвертор/драйвер
на 6414 General Electric и четыре EL84М с клеймом Manley Russia
в двухтактном оконечном каскаде. Параллельное соединение ламп требует
периодической подстройки смещения, поэтому на верхнюю панель выведены
контрольные клеммы и регуляторы под шлиц. Методика настройки подробно
изложена в инструкции, которая, кстати, талантливо написана, и
местами даже с юмором.
Трансформаторы — и силовой, и выходной — собраны из Ш-железа с
довольно высоким набором. В блоке питания установлены 4 конденсатора
Cornell Dubilier по 1200 мкФ х 350 В, на круг, стало быть, выходит
4800. Неплохо.
А теперь самое главное. В Mahi-Mahi есть два очень полезных переключателя
— для изменения глубины обратной связи Min/Std/Max и перехода из
ультралинейного** режима в триодный (UL/Triode). Все слышат по-разному
и слушают разное, поэтому подобные «пользовательские настройки»
могут оказаться очень кстати.
** Ультралинейный режим является промежуточным между пентодным
и триодным. Удачно сочетает преимущества обоих включений — высокую
выходную мощность и малые искажения. Требует специальных отводов
от первичной обмотки выходного трансформатора и очень качественного
изготовления последнего.
ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Увидев впервые колонки Lotus Elite ($6000 пара) в каталоге Alon
Acarian, подумал: а ведь грамотно, между прочим, сделаны! Две восьмидюймовые
головки помещены в закрытый корпус, причем каждая из них работает
на собственную камеру. Как говорится в описании, камеры имеют разный
объем, соответственно, и резонансы систем сдвинуты на определенную,
экспериментально найденную величину. Закрытый ящик хорош тем, что
имеет лучшие, по сравнению с фазоинвертором, импульсные характеристики
и не дает турбулентных призвуков при больших SPL. А частоты резонанса
разнесли для того, чтобы выровнять АЧХ в области баса и нижней
середины. СЧ и ВЧ-драйверы закреплены на свободной части передней
панели, выступающей за пределы корпуса, и сзади закрыты кожухом
из акустически прозрачной ткани. Тыловое излучение твитера слегка
приглушено поролоновой вставкой, вклеенной в отверстие защитного
колпака. А вот среднечастотник работает в обе стороны, причем задний
лепесток диаграммы формируется раструбом, образованным конической
расточкой установочного отверстия в толстой панели. Похоже, что
именно дипольный принцип дает тот самый эффект присутствия, которым
славятся «Алоны» элитной серии.
Все четыре головки оснащены кобальтовыми магнитами и тщательно
согласованы по временным характеристикам. Полос три, с частотами
раздела 400 и 3500 Гц. Две пары далеко разнесенных клемм подразумевают
bi-wiring или нестандартные перемычки. Мы предпочли второй вариант,
поскольку добиться приличной сцены и локализации с двумя передаточными
линиями очень сложно. После нескольких предварительных прослушиваний
остановились на акустическом кабеле Kimber Kable Select KS3033
($1450 за двухметровую пару). Дороговато, конечно, но с ними звуковой
почерк тракта проявлялся наиболее полно. То же можно сказать и
об интерконнектах — двухметровом KS1011 ($460), которым соединялся
пред с оконечниками, и KCTG 108 (0,5 м $850) между источником и
предом. И еще об аксессуарах: проигрыватель устанавливался на деревянные
бобышки Cardas Myrtle Wood Box ($96 за комплект из 16 шт.). В качестве
альтернативного источника взяли CD-проигрыватель Primare D20 (C=1550),
звучание которого мы хорошо знаем по предыдущим тестам.
ОПАСНЫЕ СВЯЗИ
Начинаем с более привычных для слуха компакт-дисков, но прежде
несколько раз прогоним на большой громкости «прогревочные» треки
с [1]. Это не ритуальное действо, а необходимая процедура для разминки
динамиков в новых АС. На этом же диске есть запись ударной установки
(треки 15 и 16), на которой мы попытаемся оценить влияние глубины
обратной связи на динамические характеристики. Затем посмотрим,
как при переключении меняется бас, для чего послушаем композицию
Кая Экхардта с [2]. Пришлось поэкспериментировать с расположением
колонок — их поставили немного шире, чем при других тестах, и подальше
отодвинули от задней стены.
Положение STD: Бочка звучит очень естественно, чувствуются мощные
и хлесткие удары. Затухание долгое, с отчетливой реверберацией.
Средний регистр богат оттенками, верх немного притушен. Бас-гитара
хорошо проработана, низы четко очерчены, нет никакого гула. Усилители
прекрасно контролируют акустику. Инструменты располагаются за линией
колонок, отдельные барабаны — где-то у задней стены. Экхардт иногда
уходит непосредственно за левую колонку.
Положение MIN: Ударник стал более отвязным — стало слышно, как
болтается мембрана большого барабана. Появилось много призвуков
и подробностей. Исполнение больше похоже на живое, есть ощущение
правильной динамики. Верх, правда, несколько грязноват.
То же и с бас-гитарой — колонки начали немного гудеть, но появился
воздух. Очевидно, раньше музыканта что-то сдерживало.
Сцена немного изменилась — ударная установка заняла почти полкомнаты,
но точное расположение ее частей в пространстве определить уже
труднее. Полное ощущение, что сидишь к барабанщику ближе, чем раньше,
он лупит прямо по ушам.
Положение MAX: Громкость резко падает, приходится прибавлять. Капитально
прочистился верх — тарелки натурально заискрились серебром. Бочка
стала звучать резче, динамичнее, но при этом словно зажата. Изменилось
соотношение между тихими и громкими звуками, теперь это уже не
живой инструмент, а его запись, хотя и очень качественная. Сцена
почти пропала, вместо нее — яркое и детальное двухмерное полотно.
Ощущение отстраненности от происходящего.
Бас-гитара четко артикулирована, низы намного глубже, но они привязаны
к колонкам. Воздуха нет, и долгое прослушивание утомляет.
Предварительно выключив усилитель, переводим его в триодный режим.
Изменения в звуке вроде бы не столь радикальны, как можно было
ожидать (все-таки триодные усилители — символ ортодоксального хай-энда).
Но вот что интересно: в комнате не просто звучали инструменты,
а начал двигаться воздух, словно мы перенеслись в студию, где работали
музыканты. Стало больше оттенков и подробностей, особенно при минимальной
глубине ОС. В ударной установке появились какие-то деревянные брусочки,
которые раньше не обращали на себя внимания. Немного иначе сформировалась
сцена — колонки просто исчезли, а инструменты отодвинулись немного
назад. На записях с большим количеством инструментов стало меньше
«каши», похоже, что интермодуляция немного снизилась. Что самое
интересное, не чувствовалось клиппинга, хотя громкость была на
грани разумного.
НИЗЫ И ХОТЯТ, И МОГУТ
Пора перейти к винилу, чтобы выявить характерные особенности тракта
на музыке разных жанров. Останавливаемся на триодном режиме,
переключатель обратной связи в положении STD. В наиболее интересных
случаях эти режимы будем менять. Очень быстро рассеялись сомнения
по поводу конструкции тонарма. Он легко балансируется и уверенно
держит трек. Единственное, что не понравилось, — при установке
тонарма на подлокотник высоко задранная игла оказывается абсолютно
незащищенной, и ее очень легко чем-нибудь задеть.
Чтобы совладать с басом, пришлось помимо кардасовских брусков подкладывать
под грамстол толстый кусок пенопласта. Кстати, характер баса —
это главное (хотя и не единственное) отличие винила от CD. Его
очень много, он плотный и упругий, ощущается буквально всем телом.
Но чтобы при этом ничего не гудело, приходится пускаться на всевозможные
ухищрения — двигать колонки относительно стен, тщательно подбирать
кабели, согласовывать головку с корректором... Да всего и не перечислить.
Поэтому с баса мы и начнем, точнее, с пластинки, где его ОЧЕНЬ
много [3]. Похоже, «Алоны» — действительно колонки для винила.
Они воспроизводят очень тугой, быстрый (закрытый ящик!) и глубокий
бас без малейших признаков бубнения. Вот вам и ламповые оконечники,
которые, как считают многие, должны проигрывать транзисторным именно
в нижнем регистре. Но это еще и заслуга фонокорректора De Medici,
характеристика которого в НЧ-области выстроена очень грамотно.
Электронные инструменты Leftfield на редкость изящно расставлены
при микшировании, и мы можем лишь подивиться фантазии музыкантов.
Звук плотный, мощный, живет за колонками, немного выступая вперед.
При переключении в UL появляется «каша», некоторая сумбурность.
А вот на инструментальном дуэте Колтрейна и Эллингтона [4] ультралинейный
режим оказался интереснее. Звучание саксофона заметно обогатилось,
стало ярче и выразительнее, инструменты обрели характерную бархатистость.
Возникла даже какая-то аура, делающая музыкантов почти реальными.
Ощущение это усилилось при минимальной глубине ОС, хотя атака рояльной
струны несколько смазалась, пропала экспрессия.
Эффект присутствия достиг максимума, когда я поставил один из самых
любимых дисков [5]. Было ощущение настоящего живого перформанса
— настолько голографичной была картина. Казалось, Уэйтс выделывает
свои немыслимые па прямо за колонками, выплевывая слова в зрительный
зал. Инструменты в каждой композиции располагались по-разному,
но всегда образовывали полукруг позади артиста. «Алоны» правильно
передают и масштабы таких инструментов, как рояль и контрабас.
Рок-музыка 70-х привела к винилу многих из нас. Мне кажется, что
компакт-диск не в состоянии в полной мере передать атмосферу тех
лет. Если послушать CD-версию пластинки [6], то это будет лишь
пародия на Grand Funk. Куда пропадает этот сумасшедший грохот и
напор, от которого на желтом виниле просто сносит крышу? Загадка.
Возможно, винил более эмоционален, потому что дает информацию,
которую не нужно додумывать или что-то подсознательно отфильтровывать.
От чтения текста на мониторе с плохим разрешением быстро устаешь,
хотя все понимаешь. Не происходит ли здесь нечто подобное?
На такие мысли навел юбилейный ремастеринг «The Dark Side of the
Moon» [7]. По сравнению с оригинальным LP 1973 года звук какой-то
стерильный и безжизненный, хотя с инженерной точки зрения и более
правильный. Раньше я этого как-то не замечал. Очевидно, головка
Boboli, по сравнению с моим Dynavector DV-10X4 (тоже МС с высоким
выходом, хотя в полтора раза дешевле), более внимательна к нюансам.
Она несколько холоднее, но дает более сфокусированное, прозрачное
звучание. Кстати, указанная в паспорте прижимная сила 1,8 г явно
великовата, лучше снизить ее до одного грамма.
И, под занавес, Кассандра Уилсон [8], проверка тонального баланса
и саундстейджа. Невероятно низкий бас, причем, вопреки широко распространенному
заблуждению, он имеет четкую привязку к пространству. Приходится
снова двигать колонки, чтобы минимизировать влияние стен. Вокал
воспроизводится с мельчайшими нюансами артикуляции, он выразителен
и абсолютно материален. Адекватно передается звучание многих экзотических
инструментов, которыми изобилует эта запись. Хорошо различимы три
плана звуковой сцены — на линии колонок, в полуметре и метре за
ними. Напомню, что АС ставились примерно в 2 метрах от задней стены.
Если придвинуть их ближе, сцена выходит вперед, но третий, дальний
план исчезает.
НЕВОЛЬНАЯ БОРЬБА
Теперь попробуем обвести контуры моделей, которые мы наметили.
При наличии цифрового источника всеми известными способами приходится
бороться за бас, а при виниловом — с басом. Его намного больше,
он совсем другой, но совладать с ним непросто. Никогда не знаешь,
из какого угла он тебя достанет. И ситуация эта не зависит от
типа колонок и усилителя — у меня дома на полочной акустике тот
же эффект. Если вы сможете выйти из такой борьбы победителем,
то вряд ли променяете винил на что-нибудь другое.
Глубокая обратная связь в усилителе нужна в том случае, если колонки
имеют тяжелые диффузоры и резкие провалы на импедансной кривой.
Соответственно, положение MIN будет оптимальным для АС с бумажными
динамиками и ровным сопротивлением. Наблюдается и четкая зависимость
между глубиной ОС и размерами сцены, так что ее можно выстраивать
с учетом конкретных условий.
Триодное включение предпочтительнее, если на записи много инструментов,
хотя мощность при этом ниже. Симфонический оркестр может не раскрыться,
если у вас тугая акустика. Камерную музыку лучше слушать в ультралинейном
режиме, в нем и тембр богаче, и атмосфера более реальна.
Замечу, что выводы эти сделаны для колонок закрытого типа, по определению
имеющих лучшие импульсные характеристики. Для фазоинверторов они
тоже справедливы, но, возможно, придется поэкспериментировать.
Удачи! n
Музыка, которую мы слушали:
CD:
1. Sheffield Labs, MDMS. Тестовый и прогревочный диск с фрагментами
музыкальных произведений и записью отдельных инструментов.
2. Naim Sampler. Приложение к майскому номеру «Салона AV». Различные
музыкальные жанры, несколько подходов к звукорежиссуре.
4. Duke Ellington & John Coltrane. Limited edition. Impulse!
1997. Оригинальная запись была сделана в 1962-м через простой ламповый
пульт на 2-дорожечный студийный магнитофон. Прекрасно выстроенный
диалог двух великих музыкантов.
5. Tom Waits, «Swordfishtrombones». Island, limited edition. Один
из самых удачных дисков Уэйтса, настоящий живой перфоманс.
6. Grand Funk, «We’re An American Band». Capitol, Limited Edition,
180-граммовый желтый винил. Точная копия оригинального диска со
всеми характерными особенностями записи 1973 г.
7. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». EMI, 30-th Anniversary
edition. Современная трактовка записи 1973 г.
Сегодня нам представилась редкая возможность исследовать схемотехнику
ламповых усилителей и оценить инструментально разные варианты выходных
каскадов. Возможность изменения глубины ОС и переключения выходного
каскада UL/Triode превращает усилитель в наглядное учебное пособие.
Посмотрим же, как меняются основные характеристики Mahi в зависимости
от положения соответствующих переключателей.
Рис. 1. АЧХ усилителя Manley Mahi в режиме UL при различной глубине
ОС.
В положении STD, которое мы приняли за нулевую отметку, АЧХ тракта
абсолютно линейна. Плавный спад начинается с 400 Гц и достигает
0,5 дБ на 20 Гц (0,8 дБ на 10 Гц), что можно считать прекрасным
результатом. В положении MIN глубина ОС уменьшается (а чувствительность,
соответственно, увеличивается) на 3,8 дБ. При этом спад на частоте
20 Гц уже около 1 дБ (почти 2 дБ на 10 Гц), а на высоких частотах
-0,4 дБ на 20 кГц.
При максимальной глубине ОС (нижняя кривая) картина в корне меняется.
Чувствительность усилителя падает на 4 дБ, а АЧХ заметно выравнивается,
причем на 10 Гц даже наблюдается подъемчик на 0,2 дБ.
Рис. 2. АЧХ усилителя Manley Mahi в режиме TRI при различной глубине
ОС.
В триодном режиме неравномерность АЧХ намного заметнее. При минимальной
ОС завал на 20 Гц уже около 1 дБ (3 дБ на 10 Гц) и 0,5 дБ на частоте
20 кГц. Как видно на графиках, глубина ОС уменьшается не на 4,
а на 3 дБ. Поскольку усиление EL84 в триодном включении значительно
меньше, чем в ультралинейном, уменьшается и глубина ООС в усилителе.
Поэтому и возникает значительная неравномерность АЧХ, но одно из
преимуществ триодов в том, что сравнимые с UL параметры получаются
при менее глубокой ООС.
Рис. 3. Спектр искажений усилителя Manley Mahi в режиме UL и глубине
ОС STD.
Рис. 4. Спектр искажений усилителя Manley Mahi в режиме TRI и глубине
ОС STD.
Рис. 5. Спектр искажений усилителя Manley Mahi в режиме TRI и глубине
ОС MIN.
Вот теперь понятно, за что аудиофилы так ценят триоды (хотя пентод
в триодном включении дает больше искажений, чем «чистый» триод,
но общая картина будет примерно той же). На рис. 3 видно, что в
режиме UL в спектре усилителя доминирует 3-я гармоника. Она наиболее
неприятна для слуха, поскольку приводит к потере естественности
звучания, искажает тональный баланс. Хорошо заметны гармоники высших
порядков, вплоть до 10-й, они могут стать причиной жесткости звучания
на высоких частотах.
При переключении в триод (рис. 4) доминирует благозвучная вторая
гармоника, а продукты искажений высших порядков значительно ослаблены.
Они, правда, присутствуют при минимальной глубине ОС (рис. 5),
зато картина в положении MAX очень показательна: в спектре присутствуют
лишь 2-я, 3-я и 6-я гармоники, остальных нет вообще. Вот почему
при несколько большем общем к.н.и. звучание триодных усилителей
меньше утомляет и субъективно предпочтительнее для большинства
слушателей. Несколько улучшается и демпфирование, но по сравнению
с UL это не принципиально.
Основные результаты измерений приводятся в таблице. Максимальная
выходная мощность в UL несколько меньше потому, что мы измеряли
ее на эквиваленте нагрузки 6,8 Ом (соответствует сопротивлению
по постоянному току 8-омных колонок), а в паспорте она указана
для номинала 5 Ом. Зато в триоде мощность даже выше заявленной.
Рис. 6. Спектр искажений усилителя Manley Mahi в режиме TRI и глубине
ОС MAX.
Паспортные характеристики усилителя Mahi
Выходная мощность, Вт
в ультралинейном режиме 40
в триодном режиме 20
Рабочий диапазон частот (+0,5 дБ), Гц 10 — 90000
Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 5
Номинальная чувствительность, мВ 460
Отношение сигнал/шум на 50 Вт), дБ - 80
Динамический диапазон, дБ 86
Размеры (Ш х В х Д), мм 305 х 250 х 130
Масса, кг 7,7
Рис. 7. Зависимость модуля полного сопротивления Alon Lotus Elite
от частоты (serial №0173).
Система с низкочастотным оформлением «закрытый ящик» и частотой
основного резонанса 40 Гц. Судя по виду импедансной характеристики,
разнос частот между двумя НЧ-головками очень небольшой. В противном
случае мы бы увидели либо два пика (при последовательном соединении
звуковых катушек), либо низкий и широкий горб (при параллельном).
Номинальное сопротивление около 4,2 Ом (90 Гц), оно же и минимальное.
Частота раздела между НЧ и СЧ-звеньями около 560 Гц, а вот определить
четкую границу между СЧ и ВЧ не удается из-за нетрадиционного акустического
оформления.
О, сколько нам открытий чудных... И первое из них — более низкая
чувствительность, чем указана в описании — 87 дБ у НЧ-звена и 88,5
дБ у СЧ/ВЧ. Это значит, что при той же подводимой мощности они
создадут почти вдвое меньшее звуковое давление, чем при заявленных
90 дБ. Так что усилитель должен быть с приличным запасом мощности,
и рекомендация «от 10 Вт» выглядит уж очень оптимистичной.
Открытие второе: АЧХ системы абсолютно ровная на оси (синяя кривая),
но при отклонении от нее появляются серьезные провалы. Это видно
на фиолетовой (15 град.) и коричневой (30 град.) кривых. Очевидно:
сбоку переднее и тыловое излучение СЧ-головки начинает взаимно
компенсировать друг друга (возникает т.н. акустическое короткое
замыкание). Можно ли считать это минусом? Нет, поскольку такой
характеристики добивались сознательно, чтобы устранить вредные
отражения от боковых стен. Диаграмма направленности Lotus Elite
напоминает восьмерку почти с одинаковыми передним и задним лепестками.
Стало быть, колонки должны размещаться на приличном расстоянии
от задней стены, которая не должна быть сильно заглушена. В таком
случае можно получить многоплановую звуковую сцену с четким эшелонированием.
Мы сняли отдельные характеристики в ближнем поле для каждого из
НЧ-драйверов, но они оказались абсолютно одинаковыми. Так что факт
наличия двух камер разного объема начинает вызывать еще большие
сомнения. Стыкуются полосы, действительно, на 560 Гц и практически
без зазора. Что радует — удалось избежать неприятного резонанса
твитера на ВЧ, хотя его купол изготовлен из алюминия. Не для этого
ли установлена поролоновая заглушка в его колпаке?
Паспортные характеристики акустических систем Alon Lotus Elite