Ж.з.И. l #8/2003
Константин
БЫСТРУШКИН, Лариса СТЕПАНЕНКО *
ХРАНИТЕЛИ
У ЛЮБОГО, ДАЖЕ САМОГО ПРИЯТНОГО ЯВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕЕТСЯ И
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА. ВСЕ МЫ СТРЕМИМСЯ ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯТЬ СВОЮ
КОЛЛЕКЦИЮ АУДИО-
И ВИДЕОЗАПИСЕЙ, И НЕИЗБЕЖНО НАСТУПАЕТ МОМЕНТ, КОГДА БЫСТРО
НАЙТИ НУЖНЫЙ ДИСК УЖЕ НЕВОЗМОЖНО.
ИНОГДА ЭТУ ПРОБЛЕМУ РЕШАЮТ АРХИВНО-БИБлиотечным методом:
составляют картотеку и текущий каталог имеющихся дисков,
присваивают им
номера и затем расставляют прошедшие инвентаризацию единицы
хранения на
стеллажах или стойках строго по порядку. Но где взять на
это силы и время? Ведь архивариусы занимаются этим в рабочие
часы
и хоть
за маленькую, но зарплату. А нам за наведение порядка в
собственной фоно- или видеотеке никто не заплатит ни гроша.
Выход один - использовать современную технику. А именно
- накопители информации, которые обладают не только достаточно
большой вместимостью,
но и собственными средствами сортировки и поиска. Кстати,
у этих устройств давняя история. Достаточно интересная,
чтобы
коснуться
ее хотя бы вкратце.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКАТУЛКИ
Первыми накопителями музыкальной информации были, в сущности,
автоматические проигрыватели виниловых дисков. От обычных они отличались,
прежде
всего, удлиненным шпинделем, на который нанизывалась стопка
грампластинок. Они фиксировались на оси специальным выступом и
в нужный момент
сбрасывались на вращающийся диск. Понятно, что в момент смены
носителя звукосниматель отводился на стойку и затем автоматически
устанавливался на вводную канавку. Конечно, подобное устройство
настоящим аудиосервером, пусть даже и механическим, в строгом
смысле этого слова назвать еще нельзя. Однако некоторые ключевые
его элементы в автоматическом проигрывателе уже присутствуют:
возможность загрузки в аппарат сразу нескольких носителей и
их программное воспроизведение. Правда, «на ходу» порядок воспроизведения
изменить было невозможно, так как он жестко определялся очередностью
расположения дисков в стопке. Но зато созданные в 50 - 60-е
годы
музыкальные автоматы, куда загружалось за раз до нескольких
десятков «сорокопяток», уже являются полноценными электромеханическими
серверами звуковых программ. Посетитель бара или кафе, опустив
монету в автомат, мог выбрать абсолютно любую запись из базы
данных конкретного джук-бокса. Кстати, эти автоматы весьма
популярны
и сейчас - только в качестве предмета коллекционирования.
Логическим продолжением этой идеи стали посты предварительного
прослушивания компакт-дисков в крупных музыкальных магазинах.
Чтобы ознакомиться с содержанием диска, покупателю было достаточно
вставить
коробку CD в специальное считывающее устройство, которое по
штрих-коду мгновенно идентифицировало запись. После чего центральный
чейнджер
находил нужный диск и включал его воспроизведение. Система
удобная, но с одним существенным недостатком - домой такую штуковину
не
поставишь - больно она сложная, громоздкая и дорогая. Тем более
что она не решает главной проблемы - найти среди своих запасов
нужную запись.
Однако попытки создать что-то подобное, подходящее для бытового
применения, продолжались.
Многозарядные CD-проигрыватели с механической сменой дисков
появились где-то в середине 80-х. Тогда выпускались модели
как с вращающейся
горизонтальной каруселью на 3 - 5 пластинок, так и стеллажные
конструкции, складирующие при помощи подвижного лотка (трея)
диски внутри проигрывателя.
Одним из первопроходцев в этой области была компания Pioneer,
которая в 80-е представила свою знаменитую систему загрузки
компактов через
съемную кассету-магазин на 6 CD. Аналогичные конструкции
предлагались и другими фирмами, в частности, у модели Yamaha
CDC-610 емкость
магазина была увеличена до 10 дисков.
А в середине 90-х годов ХХ века начали выпускаться и так
называемые «мегачейнджеры» на 50, 100 и даже 200 компактов.
К примеру,
Sony в 1997 году представила автоматический проигрыватель
CDP-CX55 на 50 + 1 диск (полсотни в вертикальной карусели
плюс возможность
загрузить еще один при помощи выдвигающегося трея). Ну
а для самых
заядлых коллекционеров Sony разработала многозарядный
монстр CDP-CX270 Mega Storage, в котором помещалась уже вполне
приличная фонотека
из 200 CD.
Кстати, габариты этого проигрывателя не были такими уж
устрашающими: при сравнимой с обычными аппаратами ширине
и глубине мегачейнджеры
Sony имели всего лишь вдвое большую высоту. Подобная
компактность достигалась за счет применения карусельного
магазина, в
котором диски были установлены вертикально. Вроде того,
что использовался
в карусельных слайд-проекторах.
Однако загрузить диски в аппарат это, как вы понимаете,
еще только половина дела. Нужно ведь еще найти необходимую
запись.
Для облегчения
жизни владельцев своих «музыкальных шкатулок» Sony
предложила целых две технологии: воспроизведение
данных CD Text
(если они были записаны
на диске) плюс возможность создания текстового «файла
пользователя» для названий CD. Вся эта информация
затем выводилась на
матричный люминесцентный дисплей проигрывателя. Уже
неплохо.
В конце 90-х годов в репертуаре Pioneer было уже
4 модели CD-чейнджеров, в которые можно было зарядить
от 25 (PD-F607)
до 301 компакта
(PD-F1007). Интересно, что в PD-F1007 дополнительный
301-й диск загружался
при помощи горизонтального трея, что позволяло
при необходимости использовать его в режиме обычного
однозарядного
CD-проигрывателя.
Основная же коллекция из 300 вертикально установленных
компактов хранилась в поворотном барабане. Кстати,
у Pioneer в производственной
программе наряду с традиционными конструкциями
был и «неправильный» мегачейнджер PD-F100F на 100 дисков.
В
нем CD загружались
в один длинный многоместный горизонтальный лоток
Rolling Rack
System.
При этом сотня пластинок предварительно разбивалась
на 4 группы по 25 шт., что делало возможным группировать
их по
жанрам.
Выбор нужного диска из этой «колбаски» также осуществлялся
нетрадиционно
- при помощи горизонтально перемещающегося загрузчика.
Плюсом подобной схемы было удобство и оперативность
смены
дисков,
минусом - большие
габариты при относительно малом числе «единиц хранения».
Отметим, что «Пионеру» принадлежит авторство и
еще на один весьма забавный
аппарат. Речь идет о многозарядном магнитофоне
Pioneer CT-M601R, в который загружалось до 6 компакт-кассет.
Они устанавливались
вертикально в ряд, при этом любая из них могла
включаться на запись, воспроизведение с автореверсом и перемотку
в обе стороны.
Для индикации
режима работы аппарата на его дисплее показывалось
схематическое изображение 6 кассет, при этом «рабочая»
из них в данный
момент времени подсвечивалась.
Последним поколением механических мегачейнджеров
стали появившиеся в самом конце прошлого века
универсальные DVD/CD-проигрыватели, в которые одновременно можно
было помещать и аудио-, и
видеодиски.
Один из первых таких чудо-аппаратов выпустил
в
2001 году Kenwood. DVF-J6050 - мультистандартный
проигрыватель
дисков DVD/VideoCD/CD/CD-ROM/mp3
с емкостью 400 + 3. Более того, оригинальная
фирменная система управления Daisy-Chain позволяет подключить
последовательно
до трех таких чейнджеров. При этом суммарная
емкость AV-сервера достигала 1209.
Чтобы облегчить обслуживание базы данных о хранящихся
в чейнджере компакт-дисках, специалисты Kenwood
разработали компьютерную
программу для автоматической загрузки из Интернета
названий CD и их треков.
Чейнджер сообщает подсоединенному к нему компьютеру
идентификационные коды загруженных в него компактов,
а тот скачивает из
Интернета
их названия, имена исполнителей и треков. После
чего, опять же автоматически, загружает всю
эту базу в
память DVF-J6050.
Тем не менее, подобная архитектура домашних
хранилищ информации является, на наш взгляд,
тупиковой.
Во-первых, сложные
механическиe системы поиска и смены дисков
повышают стоимость аппарата,
снижают его надежность и имеют слишком большое
время доступа к нужным
данным. Даже в обычных карусельных CD-чейнджерах
переход между треками,
находящимися на разных дисках, может занимать
до 20 - 30 с. А во-вторых, подобное устройство
умеет
только
воспроизводить
аудио-
и видеосигналы
с загруженных в него носителей, но не способен
записывать новые
программы.
Конечно, можно вместо читающего дисковода
установить пишущий и создать, таким образом,
многодисковый
DVD-рекордер. Однако
он получится
умопомрачительно сложным и дорогим, а потому
вряд ли будет востребован рынком. Тем более
что уже
появились гораздо
более эффективные
и перспективные технологии.
ОДИН, НО ЖЕСТКИЙ
Часть из них связана с использованием тех или иных алгоритмов
сжатия цифровой информации. Самый простой и общеизвестный - mp3.
Возможность
втиснуть на один компакт-диск до 10 часов музыки, пусть и с
потерей качества, привлекла многих. И что особенно важно, архив
из сжатых
файлов (будь то mp3, WMA или какой другой тип компрессии) легко
организовать и обслуживать, особенно если в качестве воспроизводящего
устройства используется компьютер.
Несколько иная, хотя и близкая по сути технология - применение
в качестве накопителя компьютерных жестких дисков (винчестеров).
Которые особенно удобны тем, что на них возможно хранение любой
цифровой информации - сжатого и несжатого аудио (PCM 16 бит/44,1
кГц), фото- и видеоархивов. Технология эта развивается, пожалуй,
даже более бурно, чем алгоритмы компрессии. И своим развитием
постепенно делает сжатие данных практически ненужным. Судите
сами.
Если в 1998 году нормальной емкостью «винта» считалось 1,2
Гб, то всего год спустя - уже 8 Гб. Еще через год норма
повысилась до 12 Гб. Ну а дальше рост пошел вообще по экспоненте:
в 2000
году - 40 Гб, в 2001-м - 80 Гб, в 2002-м - 120 Гб. В текущем
году никого
уже не удивить HDD с емкостью 180 Гб. При этом цены на винчестеры
остаются в пределах $80 - 300, и с каждым днем привлекательность
жестких дисков возрастает, так как стоимость хранения единицы
информации на них непрерывно уменьшается. Так что появление
рекордеров
на
основе HDD стало практически неизбежным.
Наиболее популярные модели первой волны таких устройств -
Onkyo MB-S1 и Yamaha CDR-HD1000. Оба аппарата стоимостью
порядка
$1000 имеют CD-приводы, что дает возможность использовать
их в режиме
обычного проигрывателя. Они позволяли записывать (и, естественно,
воспроизводить) звуковые программы с компакт-дисков на
встроенные HDD-накопители емкостью 20 Мб. При этом Yamaha складывала
на «винт» сигнал с CD без преобразования, а Onkyo предварительно
ужимал при
помощи встроенного mp3-кодера примерно в 10 раз. Так, на
него
можно было записать до 350 часов музыки, т.е. почти 15
суток
нон-стоп!
А вот рекордер Yamaha CDR-HD1000В был выпущен в расчете
на приверженцев высокой верности звучания. Он умеет писать
звуковые
программы
не только на встроенный HDD, но и на обычные болванки
СD-R/RW. Причем
не только с цифровых, но и с аналоговых источников сигнала.
Для этого в рекордере имеются встроенные высококачественные
24-разрядные
АЦП. Главный недостаток CDR-HD1000 - скромное время записи
на HDD - был устранен в новой версии аппарата - CDR-HD1300.
В ней
установлен
винчестер на 80 Мб, благодаря чему время записи увеличилось
до 120 часов. А это уже вполне приемлемо для домашнего
музыкального сервера.
Но самым мощным сервером на сегодняшний день является
Kivor Tunboks, выпущенный на рынок шотландской фирмой
Linn в
2001 г. Емкость
его жесткого диска достаточна для хранения более 1000
некомпрессированных CD, а мгновенный доступ к информации
возможен посредством
графического интерфейса, выводимого на экран телевизора,
или компьютерный
монитор.
Устройство предназначено для мультирумных систем и
управляется по фирменной шине Knekt.
А как обстоят дела на фронте видео? И здесь за последние
пару лет наметился реальный технологический прорыв.
ЦИФРОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Почти до самого начала этого века в области бытовой
видеозаписи альтернативы аналоговому формату
VHS практически не было.
Поэтому видеомагнитофоны интенсивно плодились
и размножались, и, по
оценкам экспертов, мировой парк видиков составляет
сегодня 700 млн единиц,
а ежегодный прирост их поголовья до недавних
пор достигал чуть ли не 50 млн шт. Однако с наступлением
цифровой
эры стало ясно,
что старый добрый VHS не имеет шансов вписаться
в новое цифровое сообщество. Так, ведущими фирмами
на грани
веков в кратчайшие
сроки были разработаны и запущены в серийное
производство принципиально новые цифровые рекордеры, основанные
на трех базовых технологиях.
Как видите, каждая из них имеет как плюсы, так
и минусы, что и объясняет их параллельное существование.
Наилучшие
перспективы
на сегодняшний день, безусловно, у записываемых
и
перезаписываемых DVD. Во-первых, они уже стали
доступны по цене. Причем
как сами DVD-рекордеры (начиная с $500 - 600),
так и расходные материалы
для них, то есть чистые болванки. Сегодня в
Москве даже в
фирменных салонах чистый DVD-R стоит $2 (а
на рынках - и того меньше),
а
перезаписываемый DVD-RW или DVD+RW - около
$3. К тому же, чтобы копировать DVD, не обязательно
приобретать
специальный
рекордер.
Для этого вполне годится и обычный компьютер
с пишущим DVD-дисководом, стоимость которых
к моменту
написания
этой статьи снизилась
до $150.
Немаловажно, что сохранность записей на DVD,
по данным производителей, прогнозируется
не менее чем на 100
лет. Однако для того,
чтобы претендовать на роль «идеального архиватора»,
DVD не хватает
самой малости - информационной емкости. Если
не
так давно 4,7 Гб представлялись
невероятно большим массивом данных, то с
появлением высококачественного цифрового видео этого хватает
всего на пару часов записи
с приличной картинкой. Так что физический
объем видеотеки на
DVD получается
достаточно большим, и мы вновь возвращаемся
к тем проблемам, с которыми столкнулись обладатели
коллекций
компакт-дисков.
Правда, технология Blu-ray сулит увеличение
емкости
до 20 - 30 Гб, но
проблему
быстрой и удобной навигации по домашней видеотеке
она также не решит.
Еще меньше годятся на роль «идеального архиватора»
цифровые видеомагнитофоны формата D-VHS.
С одной стороны, их явным
козырем является значительная
емкость видеокассеты (50 Гб), более высокое,
чем на DVD, качество картинки и относительно
небольшая
стоимость
записи единицы
информации. Но цены на приличные кассеты
D-VHS почти не снижаются. К тому
же формат имеет ряд существенных врожденных
недостатков. Во-первых, магнитная лента
недолговечна и постоянно
изнашивается
в процессе
воспроизведения. А это значит, что время
ее службы вряд ли превысит 7 - 10 лет.
Для архива,
прямо
скажем, это
не срок.
Во-вторых,
большое
время поиска нужного фрагмента на ленте,
да и сами габариты видеокассеты по сегодняшним
меркам
являются
явным анахронизмом.
И что у нас остается в запасе? Все тот
же винчестер. Тем более что опыт создания
«музыкальных
шкатулок»
со встроенным
HDD
убедительно показал их огромный потенциал.
А раз так, то не составило труда
встроить HDD-накопитель и в цифровую
видеоаппаратуру. Первыми гибридами этого рода стали комбинации
обычного видеомагнитофона
и цифрового
рекордера на основе винчестера. В качестве
примера упомянем видеодеку JVC MH-HDS3,
объединяющую в одном корпусе S-VHS-видеомагнитофон
с HDD-рекордером емкостью 40 Гб. Возможна
также комбинация из
DVD-рекордера и HDD-видеомагнитофона
- Panasonic
DMR-HS1 («винт» емкостью 40
Гб), Toshiba RD-X1 (80 Гб). Известны
также сочетания
простого DVD-проигрывателя и рекордера
на жестком диске (Samsung
DTH7500 с емкостью винчестера
80 Гб). Фантазии и полету мысли разработчиков
нет границ, и поэтому они стали встраивать
жесткие диски прямо
в телевизоры (JVC AV-29DD2
и Panasonic TH-36DH200). Очевидно, с
развитием цифрового телевидения
подобных двоек будет все больше, ведь
процедура записи оцифрованного видео и звука прямо
на «винт» с технической
точки зрения
наиболее оптимальна. При этом появляются
небывалые прежде возможности.
Например, осуществлять прямо во время
записи телепрограммы
просмотр пропущенного
фрагмента, делать паузу (если в это время
зазвонил телефон), а также ускоренную
перемотку уже
записанных фрагментов
(например, чтобы пропустить рекламу).
Дальше - больше. Умный процессор
управления HDD-рекордера с элементами
искусственного интеллекта будет внимательно
анализировать вкусы своего хозяина и
после непродолжительного обучения
возьмет на себя формирование репертуара.
Скажем, зная, что его владелец отдает
предпочтение спортивным программам,
в
частности, футболу, рекордер будет искать
в
эфире и фиксировать все передаваемые
матчи. А для подрастающего поколения
- подборку видеоклипов. Кстати, встроенные
в телевизоры
или цифровые приемники-приставки
HDD-рекордеры
так и называются: PVR (Personal Video
Recorder). И подобных аппаратов
становится все больше.
Однако PVR - это скорее цифровой видеомагнитофон,
чем настоящий домашний видеосервер.
Ведь продолжительность времени записи
программ даже на самые емкие на сегодня
HDD не превышает 40 - 50 часов.
Для временного хранения текущих телепередач
этого, как говорится, выше крыши, но
для архивирования десятков и сотен
видеокассет и DVD - катастрофически мало. И где же
выход?
На самом деле выход есть, и он очень
прост: не нужно вообще хранить дома
диски и видеокассеты.
ДОЛОЙ АРХИВЫ!
Решение - в том, чтобы воспользоваться услугами централизованных
архивов с десятками и сотнями тысяч хранящихся в них программ,
- скачивать их на домашний сервер по Internet или с цифрового
ТВ-эфира. Достаточно лишь выйти на базу данных сервера и сделать
заказ.
С развитием инфраструктуры информационных сетей этот способ
организации досуга будет все более востребованным. Тем более
что и сама домашняя
электроника явно тяготеет к объединению в одну общую большую
сеть, о чем мы уже не раз писали.
Формирование цифровой домашней сети на базе единого сервера
может осуществляться на основе как проводных интерфейсов
(i.Link (IEEE-1394)),
так и беспроводных (IEEE-802.11, Bluetooth и т.д.). Ясное
дело, что беспроводные удобнее, так как дают возможность произвольной
расстановки аппаратуры в доме и ее перемещения в разные комнаты.
Вы скажете - фантазии. Но в том-то и дело, что подобная техника
уже серийно выпускается. Например, интерактивный беспроводной
домашний аудиосервер Yamaha MCX-1000 со встроенным CD-рекордером
и HDD емкостью
80 Гб. Он может организовать независимое прослушивание хранящихся
на нем программ в 8 различных комнатах, 5 из которых обслуживаются
в беспроводном режиме. Для этого требуется только установить
в них приемные терминалы Yamaha MCX-A10 со встроенными стереоусилителями
2 х 17 Вт.
Но обо всех этих чудесах мы поговорим в следующий раз.
наверх
|