Разрекламированное возвращение звезды мюзиклов на деле обернулось
очевидным фиаско: стареющей диве явно изменяет чувство формы, стиля
и такта, без чего искусство эстрады превращается в пошлость. Лайза
Миннелли, вышедшая на подмостки после продолжительной болезни и
алкогольной депрессии, чудесного выздоровления и очередного замужества
(супруг Дэвид Гест - по совместительству продюсер), увы, явно не
«ok», как она утверждает в заглавной песне «Lisa's Back» (не поймите
превратно это название). Говорит она, задыхаясь, поёт (вернее, кричит),
срывая голос (и при этом отчаянно шепелявя), да и на ногах, такое
впечатление, держится еле-еле. Бесспорно, поклонники будут рады
воочию увидеть знаменитую исполнительницу «Money, Money» и «Cabaret»,
но ощущение, что на сцену вышла ожившая мумия, не оставляет ни на
минуту. Впрочем, Миннелли и в юности-то особой утончённостью не
отличалась, так что в общем и целом ей простительно. Пожалуй, выступать
в шоу всё-таки лучше, чем пускать телеоператоров в собственный дом
- так что с возвращением, Лайза!
JENNIFER LOPEZ
«THIS IS ME... THEN»
Epic*
У Дженнифер По... простите, Лопез сплошной силикон - но не там,
где вы подумали, а в мозгах. Иначе трудно объяснить, как вполне
уже сформировавшаяся женщина, дважды побывавшая замужем, известная
актриса и поп(извините)-звезда, богачка и дама гангстерского полусвета,
может петь эти глупенькие девчачьи песенки под аккомпанемент электробочки,
треньканье электроарф и прочих синтюков. Конечно, можно подумать,
что такая вот Дженни и есть на самом деле - девочка в беленьком
платьице, изящно присевшая перед объективом то ли в книксене, то
ли... ну да ладно. Увы, несмотря на богатую биографию, голоса у
мисс Лопез так и не прибавилось: она всё так же тонюсенько выпискивает
свои соул-руладки. Да и композиторские её таланты сомнительны: имея
(не подумайте плохого) стольких соавторов и продюсеров, трудно совсем
уж облажаться. Весь альбомчик ровненький и гладенький, сытый и довольный
- под него только бантики мишкам завязывать. Хэй, Джей Ло, пора
взрослеть! А впрочем, зачем - ведь молодость гораздо легче продать...
WHITNEY HOUSTON
«JUST WHITNEY...»
Arista Records**
Вот у кого надо поучиться, так это у тёти Уитни. «Королева романтики»
по-прежнему полна страсти и огня. Пара фраз типа «loving you is
a pleasure...» - и всё, ты уже готов. Про Хьюстон тоже всякое говорили
- мол, и наркоманка она (марихуану курит, надо же!), и с мужем дерётся,
и вообще штучка ещё та. Но с прекрасной Уитни всё как с гуся вода:
записывает и продюсирует альбомы на пару со своим благоверным Бобби
Брауном, а опыт (который сын ошибок трудных) обращает в художественное
достояние. Хьюстон остаётся одной из немногих r'n'b-певиц, владеющих
искусством филировки и «ведения» звука: попросту говоря, она умеет
петь медленные песни, не суетясь и не размениваясь на всякие фиоритуры,
но вкладывая в каждую протяжённую ноту всю свою душу. Конечно, в
новом альбоме Уитни тоже немало проходных вещей, да и электронными
аранжировками мадам не брезгует. Но там, где Хьюстон сочла возможным
разориться на «живых» музыкантов и пригласила Натана Иста, Майкла
Томпсона и других «перцев», атмосфера просто роскошная. Так что
выбирайте качество, проверенное временем и наслаждайтесь «Просто
Уитни» в своё удовольствие.
ADRIANO CELENTANO
«PER SEMPRE»
Clan Celentano*
В это трудно поверить - самому знаменитому итальянскому плейбою
уже 65. Теперь Челентано похож на вышедшего на пенсию мафиозо, который
предаётся воспоминаниям и слегка грустит об ушедших годах где-нибудь
за столиком осеннего кафе. Рубить дрова и укрощать строптивых, но
хорошеньких женщин почему-то уже не хочется. Где же та единственная,
что останется рядом навсегда? Надрывная хрипотца и лёгкая гнусавость,
всегда придававшие в общем-то непевческому голосу Челентано особое
очарование, теперь окрашивают его в тона мудрости и благородства.
Все песни - в миноре, темпы - размеренные, звучание - лаконичное,
выверенное, полное сдержанного драматизма. Смесь джаза, босса-новы
и прожжённой итальянской песенности; немного скрипок, перкуссия,
бас и фортепиано (за последним, кстати, маэстро Чик Кориа, которому
достаточно лишь несколько нот для того, чтобы навести дорогой блеск
на весь этот суровый минимализм). Конечно, Адриано немного лукавит
- нет-нет, да и подмигнет нам, улыбнётся хитро, мол, на самом деле
я ещё о-го-го! Да мы и так это знаем. Без сомнения, «Per Sempre»
- шедевр мирового шансона, который можно поставить в один ряд с
последним творением Леонарда Коэна. В России, думается, он будет
пользоваться особым успехом - не только потому, что у нас много
мафиози пенсионного возраста, но и просто потому, что мы умеем любить...
CHRIS REA
«STONY ROAD»
Edel****
Крис Ри ушёл с мэйджор-лейбла, «забил» на электронику с поп-музыкой
и отдал дань тому, что он действительно любит - блюзу. Альбом инспирирован
двумя классическими записями - Чарли Паттона и Блайнд Вилли Джонсона,
услышанными Крисом ещё в молодости и перевернувшими всё его мировоззрение.
«Stony Road», по словам самого Криса, это «дорога между тогда и
сейчас», дневник человека, пережившего разочарование, исполняющего
медленный танец на пути в вечность. Это песни одиночества, усталости
и бесконечного поиска, песни надежды, мольбы и смирения. Ортодоксальный,
почти архаический блюз, скупой и немногословный, в котором главное
место отводится слайд-гитаре, гармонике и, конечно, характерному
вокалу Криса. Присущая Ри лёгкая меланхоличность переходит здесь
в глубокую печаль и даже траур («When The Good Lord Talked To Jesus»,
«So Lonely»). В упругом «прокачивающем» ритме явственно слышится
порой стук колёс, но иногда двигательный драйв полностью растворяется
в медленном, словно проходящем сквозь препятствия импровизационном
течении блюза. Так пели первобытные блюзмены - на один аккорд, вне
ритма, вне рифмы, подчиняясь лишь биению собственного сердца и зову
судьбы. Каменистые дороги, куда ведёте вы нас?.. Нет ответа. «Stony
Road» - новая классика блюза и, бесспорно, один из лучших дисков
Криса Ри.
TONY LEVIN BAND
«DOUBLE ESPRESSO»
Narada****
Известно, что Тони Левин является большим любителем кофе и сам
его отлично готовит. Конечно же, у бас-босса есть свои секреты -
ведь иначе воспринимать крепчайший 112-минутный «Двойной эспрессо»
по-левински было бы непросто даже заядлым кофеманам. Исполнение
собственных произведений (в основном из последнего альбома «Pieces
Of The Sun») Тони разбавил всевозможными каверами-сюрпризами, среди
которых главной неожиданностью стала, инструментальная версия цеппелиновской
«Black Dog». В числе прочих «изюминок» - каверы «Back in NYC» Genesis
(с вокалом Джерри Маротты) и парочки вещей непременного Crimson
(хотя «Sleepless» кажется слегка проваленной), вокальные экзерсисы
Тони на итальянском («L'Abito Della Sposa») и приглашение California
Guitar Trio на роль «маленьких помощников папы» в легендарном «Peter
Gunn». При этом альбом звучит куда более выдержанно по стилю и едино
по тембру и звуку, чем тот же «Pieces Of The Sun» с его принципиальной
пестротой. Хотя как концертник - не вполне совершенен, зачастую
пропадает ощущение живой игры, реакция публики выражена довольно
слабо, импровизационное начало, как ни странно, не особенно выявлено...
В целом - просто очень хорошая, интеллектуальная, мелодически насыщенная
(местами - ну просто Рихард Штраус!) музыка... для фона. Что само
по себе и очень неплохо.
KANSAS
«DEVICE-VOICE-DRUM»
SPV***
Урожай двойных концертных альбомов в сей раз как никогда велик.
И самый сочный, отборный плод в этом сборе - концертник Kansas,
великой американской арт-группы, чьи выступления до сих пор продолжают
собирать стадионы. Впрочем, «Device-Voice-Drum», судя по всему,
записывался в довольно камерных условиях телестудии (и одновременно
снимался для выпуска DVD), пусть и в присутствии публики. Отлично
сбалансированное, почти студийное звучание не сковывает свободного
дыхания музыки, все участники группы - в превосходной форме (стройному
и подтянутому Стиву Уолшу издалека и на вид не дашь больше тридцати).
На альбоме представлены «самые-самые» хиты, причём «The Preacher»
исполнен с большим хором, а «Dust In The Wind» - в близкой к оригинальной
«струнной» аранжировке. Правда, живая скрипка Рейнхардта звучит
при этом как-то синтетически (видимо, пропущена через фигурирующий
в названии альбома «дивайс»), но торжественной и мудрой красоты
музыки Kansas это ничуть не умаляет.
BLACKMORE'S NIGHT
«PAST TIMES WITH GOOD COMPANY»
Steamhammer***
Зачем взрослые люди наряжаются в средневековые костюмы и устраивают
пляски с бубнами перед толпой таких же разряженных людей? Наверное,
затем, чтобы отдохнуть от жестокого современного мира и... заработать
немного денег. В 2002 году Blackmore's Night, выпустив уже три студийных
диска, проехались с гастролями по миру, завернув и в Россию. Так
и живут, превращая своё, в общем-то, семейное хобби в общедоступное
развлечение и источник заработка. Правда, некоторые люди на концертах
всё ещё просят Ричи сыграть «Smoke On The Water»... наивные! А то,
что это именно хобби, показывает и название альбома, и само его
звучание - неподчищенное, передающее всю, так сказать, непосредственность
живой игры (в том числе многочисленные «завалы» и «недотяги» в вокале
Найт, ляпы у инструменталистов); да и отмастерён диск как-то странно
(чувствуются разные залы с разными акустическими условиями). В live-варианте,
кстати, открылось ещё одно очаровательное свойство Кэндис - неумолчно
болтать и хихикать в паузах между песнями; наиболее остроумные спичи,
разумеется, запечатлены в настоящей записи. В «концертник» вошла
пара каверов, в том числе весьма спорная версия «Soldier Of Fortune»,
и два новых инструментала. В общем и целом - неплохо изданная домашняя
самодеятельность, и только некоторые соло Ричи (разумеется, акустические)
напоминают о том, что была некогда великая группа... имя которой
всуе, похоже, упоминать теперь нельзя.
SPARKS
«LIL' BETHOVEN»
Artful Records***
Вечные придумщики Sparks на сей раз решили поиздеваться над папашей
Бетховеном и другими великими музыкантами прошлого и настоящего
(включая Маккартни). «Lil' Beethoven» - альбом странный и удивительный:
он записан практически без ударных инструментов, а ритмическая пульсация
строится на бесконечных повторениях сэмплов и лупов, якобы нарезанных
из «классических» произведений. Впрочем, догадаться, откуда взяты
эти обрывки скрипичных пассажей, бравурные фрагменты фортепианных
пьес и торжественные фанфары, решительно невозможно (учитывая, что
иногда длина закольцованных отрезков, как в анекдоте, равна одной
ноте). Отсутствие же ритм-секции Sparks объясняют в тексте первой
песни - оказывается, ритм попросту... украли! Далее - ещё немало
забавных сюжетов: вот незадачливый пианист спрашивает, как ему добиться
ангажемента в Карнеги Холле (на что хор Расселов Маэлов даёт простой
совет - побольше заниматься на своём «Стейнвэе»); вот некто до одури
выслушивает фразу автоответчика; а что уж говорить о композиции
«I Married Myself»! Вряд ли под этот альбом можно танцевать (к чему
так стремились Sparks в 90-е), зато слушать его необыкновенно интересно.
И смешно. А главное - добрая дружба между классикой и поп-музыкой
по-прежнему возможна. Ну что, Моцарт, та-да-да-дам?
BOSTON
«CORPORATE AMERICA»
Artemis****
За 32 года своего существования ветераны американского поп-рока
Boston выпустили всего пять альбомов, причём предпоследний - восемь
лет назад. Проволочки и нарушение контрактных обязательств вынудили
в своё время фирму Epic подать на Boston в суд, но лидер группы
Том Шольц дело выиграл: ведь известно, что вдохновенье - вещь эфемерная,
а потому не продается. Сегодня из былых составов остался только
старина Том - даже на гастроли ехать не с кем. Но не беда: на всех
инструментах Шольц сыграл сам, а на подпевки пригласил вокальную
группу, причем даме по имени Кимберли Дам даже достался сольный
номер. Получился вполне добротный среднетемповый AOR с явным приветом
из 80-х (в диапазоне от глэм-рока до новой волны, с электронными
барабанами, помпезными бэками и красочным хэммондом). Порой даже
трудно классифицировать - то ли просто это такая «модно» устаревшая
музыка, то ли тонкая стилизация. Главное - звучит жизнерадостно,
тепло и по-доброму, вызывая в сердце благодарный отклик. Сам Шольц
называет сей стиль «вегетарианским роком» и пропагандирует в буклете
всевозможные веб-сайты, посвященные защите окружающей среды, животных
и сбережению электроэнергии. Возможно, если Том будет беречь прежде
всего себя, любимого, то лет через пять запишет очередной альбом.
В творчестве Питера Хэммилла продолжается акустический период,
только теперь маэстро рок-сонористики решил совсем уж минимализироваться.
Акустическая гитара и голос - этого вполне достаточно; лишь иногда
в звуковую палитру вплетается какая-нибудь дополнительная краска
- скрипка или виолончель (Стюарт Гордон), флейта или сакс (Дэвид
Джексон). Лаконизм и аскеза пронизывают весь альбом: песни похожи
на молитвы или повествование о чём-то давно отболевшем, эмоции сдержанны,
и лишь иногда нервное напряжение нарастает до такой степени, что
начинает раздирать душу. Чувства, близкие религиозным, наполняют
каждую ноту, но отрешение от всего земного и разговоры с Богом не
приносят Хэммиллу успокоения и облегчения. Заключительная 8-минутная
«Bareknuckle Trade» - необыкновенно красивый и хрупкий психоделический
гимн «той жизни». Предыдущий альбом «What? Now!», возможно, был
сильнее, но «Clutch» - доступней и потому, вполне вероятно, станет
для кого-то первой ступенью в знакомстве с творчеством экс-лидера
VDGG...
CALIFORNIA GUITAR TRIO
«A CHRISTMAS ALBUM»
InsideOut Music***
Рождественский альбом «Калифорнийского гитарного трио» - нестандартный
и очень трогательный подарок к прошедшим уже праздникам. Вместо
радостных сусально-карамельных вокально-оркестровых «сувениров»,
которыми обычно богато одаривает нас Санта, мы слышим строгие и
прекрасные в своей хрустальной чистоте пьесы в исполнении трёх акустических
гитар. Впрочем, материал вполне традиционен - всё те же кэролс,
хоралы Баха и Генделя, интерпретации современных «духовных песен»
(Р. Сакамото, Д. Леннон). Гитары звучат прозрачно и слаженно, переборы
их струн иногда напоминают клавесин, иногда - звон небесных колокольчиков.
Слушая пластинку, испытываешь настоящее чувство защищённости и спокойствия.
При этом ученики Фриппа не теряют чувство юмора - «Jingle Bells»
решена как шкодный акустический свинг. Дзынь!
SYSTEM OF A DOWN
«STEAL THIS ALBUM»
Sony Music*
Сборник раритетов и неизданного материала System Of A Down оформили
очень оригинально: в виде «болванки» с написанной на ней от руки
названием. Рука так и тянется украсть, но будьте осторожны: магазин
оборудован камерами слежения! А вообще музыканты имели в виду нечто
другое - многие артисты сегодня страдают от пиратов, и новые шедевры
частенько можно скачать из Интернета задолго до официального выхода.
Сборник по качеству материала и его выстроенности в единое целое
вполне тянет на новый альбом, а сама System Of A Down - на звание
самой оригинальной молодой альтерно-группы. Выходцы из лос-анджелесской
армянской диаспоры смело сочетают мрачнейший ню-метал с восточными
ладами, приёмами древнеармянского хорового пения, зажигательными
ритмами народных танцев и мотивами духовных стихов. Музыка «новых
армян» горяча, воинственна, мужественно-строга и вдохновенна. Иногда
её хочется сравнить с несущимся на коне горцем - вот он приближается,
грозно сверкая глазами и обнажая кинжал, сейчас прольется чья-то
кровь... но лишь огненный вихрь и столб пыли из-под копыт вздымаются
там, где только что был всадник. Не стой на пути. Лучше купи (не
укради) компиляцию, чтобы было чем заняться на время ожидания третьего
номерного альбома.
TOM JONES
«MR. JONES»
Seconds Out Productions**
Старина Том Джонс отчаянно молодится. Если в предыдущих альбомах
он приглашал к участию звёздную молодёжь всех мастей, то теперь
поступил еще круче - ангажировал известного рэп- и r'n'b'-музыканта
Уайклефа Джина, который стал соавтором и продюсером большинства
композиций. Результат получился странным - полнокровный, мощный
и по-прежнему сексуальный голос Тома блекнет на фоне бесстрастных
драм-машин и невзрачных миди-звучаний. «Тигр» словно сидит в клетке,
опасливо озираясь на проходящих мимо людей и ни за какие коврижки
не желая быть выпущенным в родные прерии. Пластинке остро не хватает
живого драйва, оркестрового «отвяза», эмоционального напора, которым
так славились ранние записи Джонса. Резким контрастом выглядит перепевка
старой вещи под названием «I Who Have Nothing», в которую включен
сэмпл из оригинальной записи 1970 года - какая атмосфера, какие
скрипки, какой экстаз! Похоже, о тех деньках с грустью вспоминает
и сам Джонс: в песне «Younger Days» он якобы в шутку жалуется на
то, что девушки, мол, больше не любят, фанаты не поджидают у входа,
а рекорд-компании не посылают за ним лимузин. Нам, конечно, грех
нудно ворчать на тему «а вот было время...». Просто хотелось бы
видеть Витязя в соответствующей ему тигровой шкуре, а не в накидке
из мышиных хвостов. Вот так-то, мистер Джонс...