варианты l #3/2003

Антон КОЛОМИЙЦЕВ *

#2

30 кг звука

комната 25 - 45 м2, $24316

РАЗВИВАЕМ ТЕМУ ДЛЯ ТЕХ, КТО ВСЕРЬЕЗ ВЛЮБЛЕН В КИНО И РАДИ НЕГО ГОТОВ НА ВСЕ. Ну, почти на все. Прежнюю концепцию оставляем в силе - театральная и музыкальная многоформатность, настройки на все случаи жизни и простота в обращении. А вот компромиссов, на которые мы пошли в прошлый раз, уже не будет.

В частности, мы заметили артефакты, возникающие из-за отсутствия прогрессивной развертки в DVD-проигрывателе. У топовой модели Pioneer DV-757Ai, которую мы выбрали на этот раз, есть не только progressive scan (правда, только в NTSC), но и масса других преимуществ. Главное, конечно, 12-битовый видео-ЦАП нового поколения с частотой дискретизации 108 МГц. Напомним, что от быстродействия и разрядности этого процессора радикально зависит качество картинки - проработка деталей, плавность быстрых движений и натуральность передачи задних планов. Параметры 12/108 пока еще редкость даже для очень дорогих проигрывателей. Еще из явных плюсов отметим наличие цифрового интерфейса i.Link для передачи аудиоданных с большим битрейтом, звуковой ЦАП Legato Link PRO Hi-Bit и пульт ДУ с колесом Jogg/Joystick. Такой контроллер облегчает навигацию по многоуровневому меню этого отнюдь не простого аппарата. Как и модель, рассмотренная в прошлом варианте, 757-й способен воспроизводить многоканальные релизы на SACD и DVD-Audio.

Ресивер VSA-AX10-S - самый навороченный из новой линейки Pioneer. Он поддерживает все современные 7-канальные звуковые форматы и без особого напряга выдает на 6-омную нагрузку мощность 7 х 170 Вт, т.е. всего более киловатта. Неудивительно, что этот монстр весит около 30 кг! Но к этой силе приданы и неплохие мозги: параметры VSA-AX10-S соответствуют жестоким спецификациям THX Ultra 2, разработанным для компонентов домашнего театра High End-класса. В нем установлены 48-битовый и два 32-битовых звуковых процессора Sharc, способные смоделировать любое звуковое поле в любом помещении. Более того, в память аппарата заложены параметры нескольких звуковых студий Air Studios, где озвучиваются фильмы, и вы можете создать дома точную копию любой из них в зависимости от жанра. Вообще, предварительная часть VSA-AX10-S по сути представляет собой цифровой звукорежиссерский пульт с AV-коммутатором, хотя управляться с ним может и непрофессиональный пользователь. Диалог владельца с ресивером происходит через системный пульт с большим ЖК-экраном touch screen. Изначально на нем высвечивается структурная схема аудио- и видеотракта, и мы нажимаем на тот квадратик, который хотим перестроить. Появляется перечень параметров, затем «регуляторов» и «переключателей», а дальше все просто: выбираем аудио- и видеовход, настраиваем 9-полосный эквалайзер, вводим временные задержки в любой из каналов в зависимости от расположения колонок и т.д. Если лень со всем этим возиться, просто включите систему автокалибровки MAC с измерительным микрофоном, и она сама все настроит, нужно лишь указать, какую программу задействовать - Cinema, Music, THX Ultra и т.д. Что еще удобно - пульт дает команды и прочим компонентам Pioneer, так что других нам для работы не потребовалось.

Столь серьезное усиление подразумевает и соответствующую акустику. Мы взяли несколько моделей из новой линейки Jamo с тем расчетом, чтобы материал корпуса и тип динамиков у них был примерно одинаковым. В этом случае разница в тональном балансе фронта, тыла и центра будет минимальной. Кроме того, плазменная панель, которую мы выбрали в качестве монитора, не требует экранирования передних колонок, что дает значительно большую свободу для маневра. Jamo D870 на самом деле предназначены для воспроизведения музыки, но мы можем позволить себе такую роскошь - задействовать ее как фронтальную, ведь мы же собираемся слушать и аудиофильские диски тоже. Солидная трехполосная конструкция с магниевым низкочастотником рассчитана на 200 Вт подводимой мощности - как раз то, что нам нужно. Сзади поставили полочные двухполосники D830, тоже с магниевыми мидбасами и такой же мягкой купольной пищалкой, что и в D870. Центральный канал, самый ответственный, доверили колонке D8. Во-первых, она трехполосная(!), а во-вторых, выполнена в массивном деревянном корпусе. Простенькие легкие АС, часто рекомендуемые продавцами для бюджетных систем, не способны адекватно передать все тонкости сценической речи, и уж тем более, вокальных партий.

Активный сабвуфер Velodyne RGS 10 поддержит сцену снизу и придаст солидность всему проекту. Он работает начиная с 40 Гц, и кому-то это значение может показаться неубедительным. Но ведь это закрытый ящик, редкий случай в наше время - у такого акустического оформления частота среза хотя и выше, импульсные характеристики однозначно лучше. Проще говоря, такие сабы меньше бубнят, и бас у них лучше артикулирован.

Насчет монитора мы долго не раздумывали. Телевизор для нашего комплекта явно маловат, поскольку масштаб изображения должен соответствовать звуковой картине, и наоборот. В конце концов, не может же крохотный грузовичок на экране сотрясать стены большой комнаты! Вы наверняка видели нечто подобное на выставках и в магазине. 50-дюймовая плазменная панель Pioneer PDP-503MXE будет в самый раз и по размеру, и по качеству картинки - эта модель получила Grand Prix в нашем прошлогоднем тесте. При недетском размере картинка на ней очень яркая и контрастная, чего достигли несколькими техническими нововведениями - «глубокими ячейками» Deep Waffle Structure и системой управления яркостью пикселей Smooth Clear. Кроме того, она поддерживает прогрессивную развертку, а для нас это сейчас принципиально.

Не станем лукавить, систему мы сами не настраивали, доверившись специалистам салона «Neo», в котором все и происходило. Удобство пионеровского ЖК-пульта оценили в процессе прослушивания - доступ к изменению параметров довольно прост, даже без изучения инструкции. Итак, тестовый DTS, как часть обязательной программы. Мощно и вместе с тем деликатно, с правильной артикуляцией. Звуковая картина получилась без «белых пятен» и резонансных зон - даже на большой громкости. Басовый канал работает слаженно со всеми остальными, центр дает массу информации. Редкий случай, самих колонок будто бы и нет, звук просто возникал в комнате сам по себе. Ощущение очень слаженного механизма, где все детали точно подогнаны друг к другу. Диск записан в NTSC, поэтому есть возможность оценить progressive scan в чистом виде. Изображение на PDP, безусловно, немного не такое, как на экране обычного телевизора, но в чем плазме не откажешь, так это в четкости. Логотип DTS виден очень контрастно, он не размыт по контуру и не дрожит. Очертания предметов и цветовые переходы четкие, хотя сама цветовая гамма кажется немного неестественной. Но мы помним, что у PDP-503MXE все цветовые режимы можно перестроить, это просто дело вкуса. Что интересно - мелкие детали на заднем плане не замылены, как это часто бывает на кинескопе. За что отдельное спасибо прогрессивной развертке - титры на экране читаются заметно легче, не приходится напрягать глаза. Очень заметна разница в качестве DVD, особенно между оригиналами и сомнительной продукцией, продаваемой сейчас повсеместно. Хотя, имея такую систему, глупо экономить на дисках.

Теперь несколько музыкальных фрагментов с CD и SACD. Сразу после кино - чересчур рельефно, как-то неестественно, словно на автозвуковых соревнованиях. Меняем настройки: прибираем тыл и сабвуферный канал, слегка поднимаем частотку вверху и на середине, на несколько сантиметров сдвигаем фронтальные АС. По звуку получается эквивалент довольно дорогой аудиосистемы с правильно подобранными компонентами, и лишь изредка возникает ощущение, что картина отчасти синтезирована. Впрочем, так оно и есть, ведь даже невозможно представить, сколько преобразований претерпел сигнал, пока достиг наших ушей... n

Система:  
DVD-проигрыватель Pioneer DV-757Ai $1040
AV-ресивер Pioneer VSA-AX10-S $3250
Акустика:  
Фронт - Jamo D870, light oak $2600
Тыл - Jamo D830, light oak V $1476
Центральный канал - Jamo D8 CEN, light oak V $481
Сабвуфер Velodyne HGR-10R $1899
Плазменная панель Pioneer PDP-503MXE $12390
Подставка телевизионная Spectral TV710 Al-S $869
Стойки для тыловой акустики Jamo Stands ST60 Al $254
Сабвуферный кабель AR HT153 (7,4 м) $57
Итого: $24316

 

Что такое прогрессивная развертка?

Около 10 лет назад несколько крупных компаний, в т.ч. AT&T, General Instrument, Массачусетский Технологический Институт, Philips, Thomson и Zenith, разработали спецификации на принципиально иной тип телевизионной развертки - progressive scan.

Традиционно телевидение во всем мире использует чересстрочную развертку, при которой электронный луч сначала формирует все нечетные строки, затем возвращается в начало и берется за четные. Как известно, в системе NTSC полный кадр состоит из 525 строк. Однако не все они используются для создания изображения - таких активных всего 480. Остальные 45 нужны для обратного хода луча, передачи служебных импульсов и т.д. Такой сигнал, обозначаемый 480i (interlaced), состоит из 2 полукадров по 240 активных строк, передаваемых с частотой 60 раз в секунду. Чересстрочная развертка была принята для телевещания, поскольку не требует широкой полосы эфирного сигнала, но сформированное ею изображение далеко от совершенства. Прежде всего, это заметность строчной структуры, зубрение наклонных линий и проблемы с передачей движущихся предметов.

После преобразования развертки в прогрессивную 480р эти дефекты исчезают, поскольку теперь изображение состоит из полных кадров, сменяемых с частотой 60 Гц. Работы над созданием progressive scan велись в США, и неудивительно, что до недавнего времени существовали только спецификации для стандарта NTSC. Лишь в последние год-два появились DVD-проигрыватели и телевизоры, где прогрессивный формат реализован в PAL.

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"