ЧТОБЫ ДОПОЛНИТЬ ВПЕЧАТЛЕния наших экспертов объективными данными,
мы по традиции измерили основные характеристики акустических систем.
В тесте, как всегда, приводятся цифры, заявленные производителем,
и вы сможете сравнить их с теми, что мы намерили. Кстати, прослушивания
и измерения проводились разными специалистами, которые не знали
о результатах друг друга.
Мы пользовались компьютерным комплексом Audiomatica с измерительным
микрофоном и программным обеспечением ClioWin 3.0. С каждой АС снимались
две кривые в диапазоне 20 Гц - 20 кГц: модуль полного электрического
сопротивления Z, а также АЧХ на акустической оси и при отклонении
от нее на 15 и 30 град. Измерения проводились не в заглушенной камере,
а в условиях, приближенных к реальным, в которых колонки и должны
работать. В низкочастотной области АЧХ снималась в ближнем поле
дважды - напротив мидбасовой головки и напротив порта фазоинвертора.
Затем эти данные суммировались (с учетом фазы, естественно) и «сшивались»
с общей кривой. Чувствительность измерялась при амплитуде подводимого
сигнала 2,83 В. Для удобства сравнения все измеренные величины сведены
в таблицу.
Как трактовать эти результаты, мы рассказывали в августовском
номере за прошлый год, поэтому воздержимся от общих рассуждений
и рассмотрим каждую модель в отдельности. Единственное, что стоит
отметить сразу, - все АС в нашем тесте фазоинверторные и двухполосные.
Но подход к конструированию у разных фирм совершенно непохожий.
Athena AF-F1
Частота настройки фазоинвертора около 42 Гц, что для данного объема
ящика можно считать оптимумом. Полосы делятся на 1700 Гц, большого
горба на кривой импеданса на этой отметке нет, так что, скорее всего,
применены фильтры второго порядка. Номинальное сопротивление АС
- 4 Ом, это же значение является и минимальным. Никаких особых требований
к усилителю предъявлять не стоит, он должен быть нормирован на такое
сопротивление, а большего тока от него не понадобится.
А вот регуляторы тембра не будут лишними - на эту мысль наводит
заметный подъем АЧХ на отрезках 45 - 150 Гц (3,7 дБ) и с 5 до 20
кГц. Пик на 16 кГц составляет 6 дБ, т.е. звуковое давление здесь
возрастает в 4 раза. Если вам покажется, что колонки играют слишком
ярко, их можно будет немного приглушить темброблоком, хотя в реальной
жилой комнате с коврами и мягкой мебелью этого может и не потребоваться.
Чувствительность «Афины» около 90 дБ, поэтому подводимой мощности
10 - 20 Вт будет вполне достаточно. Малый разброс между кривыми,
снятыми на оси и при отклонении в 15 град., позволяет надеяться
на широкую зону стереоэффекта. Но слишком широко расставлять эти
колонки не рекомендуем - при больших отклонениях от оси спад на
верхних частотах может быть очень заметен.
Audio Pro FOCUS SA5
Оригинальная конструкция колонок дала и необычные результаты измерений.
Напомним, что фазоинвертор этих АС направлен в пол, причем он отделен
от основного объема корпуса перегородкой с щелевидной панелью акустического
сопротивления. Настроена система на 43 Гц и имеет ровный 4-омный
импеданс вплоть до 2 кГц. Затем - плавный спад до 2,8 Ом и снова
прямая линия аж до 20 кГц. Пика на частоте раздела полос (2700 Гц)
нет, что, скорее всего, свидетельствует о применении последовательных
фильтров. Во всем этом есть единственный минус - при малом сопротивлении
в СЧ и ВЧ-областях усилителю придется отдавать значительный выходной
ток. Ламповые отпадают сразу, да и к выбору транзисторного придется
отнестись повнимательней. Лучше всего с «Фокусом» споется аппарат
с MOSFET'ами на выходе - у них уровень искажений не так сильно зависит
от сопротивления нагрузки, как у биполярных. Зато дальше начинаются
одни плюсы - значение Z хотя и низкое, зато без пиков и провалов.
Значит, фазовые искажения будут минимальны, а ведь именно они определяют
пространственные характеристики звучания.
Чувствительность около 92 дБ, это самое высокое значение среди
испытанных моделей. И с басом у этих колонок все в порядке: спад
-3 дБ наблюдается на 40 Гц. А вот провал в области 360 - 600 Гц
с экстремумом в 6 дБ на частоте 460 Гц, скорее всего, будет заметен
на слух. Во-первых, эта как раз та область, где находится основная
доля звуковой энергии гласных, доминирующих при пении. Во-вторых,
-6 дБ соответствует падению звукового давления вчетверо, есть опасность,
что вокал может потерять основательность и телесность.
ELAC 105
На графиках видно, какие задачи решали немецкие инженеры. Фазоинвертор
настроен на компромиссную частоту 50 Гц, которая еще дает глубокий
бас, но уже позволяет избежать бубнения в небольших комнатах. Полосы
делятся очень высоко, на 3750 Гц, и зачем это сделано, тоже понятно
- вся голосовая область отдана паре согласованных мидбасов, что
придает звучанию наполненность и фундаментальность. Номинальное
сопротивление 4 Ом, минимальное - 3,9 на частоте 250 Гц, так что
выбор усилителя практически ничем не ограничен. Чувствительность
порядка 90 дБ подразумевает 15 - 25 Вт для комнаты средних размеров.
Подъем на отрезке 60 - 200 Гц может даже оказаться полезным при
обилии мягкой мебели, а вот спад с 1,8 до 10 кГц лучше компенсировать
темброблоком: он попадает как раз туда, где сосредоточен максимум
энергии музыкального спектра. НЧ-область ровная, падение отдачи
на 3 дБ происходит при 43 Гц. Начиная с 10 кГц АЧХ системы абсолютно
ровная, наверняка за счет применения новых твитеров Ringdome. Дисперсия
у них тоже выдающаяся - при отклонении от оси на 15 град. спад АЧХ
на частоте 20 кГц получается всего 3 дБ. Таким образом, обеспечиваются
правильные пространственные характеристики и широкая зона стереоэффекта.
Magnat VINTAGE 120
Сразу отмечаем необыкновенно низкую частоту настройки фазоинвертора
- 33 Гц. Очевидно, мидбасовые головки имеют низкий собственный резонанс,
об этом говорит и высокая добротность НЧ-контура. Разумеется, тут
диапазон рабочих частот расширяется вниз, но в помещениях без специальной
акустической обработки могут возникнуть нежелательные резонансы.
Советуем поэкспериментировать с шипами или платформами, эти затраты,
скорее всего, окупятся. Сопротивление «Магнатов» во всем диапазоне
частот не падает ниже 4,4 Ом (215 Гц), поэтому усилитель перегружаться
по току не будет. 20-омный пик Z на частоте раздела кроссовера (1,4
кГц) свидетельствует о применении кроссоверов первого порядка. Простота
тракта всегда идет на пользу звучанию, особенно если головки подобраны
правильно.
Похоже, так оно и есть, поскольку АЧХ системы очень ровная, если
не считать небольшого прогиба на 140 Гц и плавного подъема с 3 до
15 кГц. Заметной окраски такой горб не даст, но может несколько
оживить звучание. Если это нежелательно, верхний диапазон корректируется,
если немного развернуть колонки от центра. Дисперсия в ВЧ-области
почти идеальная, так что с передачей пространства у этих АС все
должно быть в порядке. Чувствительность в 91,5 дБ позволит обойтись
10 - 15 ваттами подводимой мощности в комнате средних размеров.
Mission M73
Классический вариант двухполосной АС с фазоинвертором. Резонанс
системы на 43 Гц, номинальное сопротивление - 3,8 Ом. Пик кроссовера
приходится на 1900 Гц, а величина Z здесь достигает рекордной величины
23 Ом. По всей вероятности, здесь тоже фильтр первого порядка. От
усилителя большой ток не требуется, а вот дополнительная мощность
не помешает, поскольку чувствительность этих колонок чуть ниже,
чем у остальных участников теста, - около 89 дБ.
Ровная частотная характеристика говорит о нейтральном звучании
и правильном тональном балансе. Правда, вырезанный, словно режекторным
фильтром, участок 400 - 700 Гц может сделать вокальные партии несколько
суховатыми и отстраненными. Дисперсия на верхних частотах хорошая,
скорее всего, зона стереоэффекта будет широкой. И басы у этих АС
ровные, без резких спадов и подъемов: уровень -3 дБ достигается
на частоте 43 Гц, так что бубнение исключено. Колонки прекрасно
покажут себя в паре с усилителем, обладающим ярким, праздничным
звучанием, в нейтральном тракте они могут показаться чересчур холодными.
Panasonic SB-PF500E-K
Единственные 8-омные колонки в нашем тесте. Если быть точными,
то номинальное сопротивление у них 7 Ом, минимальное, на частоте
240 Гц - 6,9 Ом. Частота настройки фазоинвертора около 66 Гц, что
обусловлено высоким резонансом 3-дюймовых драйверов. Хотя спад до
-3 дБ достигается значительно ниже, на 50 Гц. Резких провалов на
кривой Z нет. Более того, начиная с 700 Гц сопротивление этих АС
не падает ниже 10 Ом! Парадокс, но это, пожалуй, единственная модель
в тесте, которую мы бы порекомендовали попробовать с ламповым усилителем.
Очевидно, разработчики стремились сделать SB-PF500E-К как можно
более универсальными, способными раскрыться в любом тракте.
Низкая чувствительность на графике - кажущаяся, из-за разницы
сопротивления надо прибавить еще 3 дБ. Ровная АЧХ - результат тщательного
согласования 4-х мидбасовых головок, работающих вплоть до 2 кГц.
Голосовой диапазон почти идеален, на частотах 60 и 130 Гц наблюдается
подъем более 3 дБ, что может привести к некоторой гулкости звучания.
Твитер уверенно воспроизводит частоты гораздо выше 20 кГц, что неудивительно
- колонки предназначены для тракта с источником DVD-Audio. Но звуковое
давление на ВЧ заметно падает при отклонении от акустической оси,
и если колонки стоят широко, их лучше развернуть к центру.