ТЕСТ l #3/2003
Александр ТАРИМ *
Mission M73 $380
Аudio Pro FOCUS SA-5 $400
Athena AS-F1 $420
Magnat VINTAGE 120 $525
Panasonic SB-PF500Е-K $520
Elac 105 $520
измерения
НЕИЗБЕЖНАЯ
НЕОЖИДАННОСТЬ
ЧИТАЯ ТЕСТ, ПОПЫТАЙТЕСЬ НЕ ВЫЯСНЯТЬ С ХОДУ, КТО
КОГО ПОБЕДИЛ, А АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ УСИЛИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ,
СТРЕМЯЩИХСЯ МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО ПОДНИМАТЬ ПЛАНКУ РЕЗУЛЬТАТОВ В ВЕСЬМА
СКРОМНЫХ ЦЕНОВЫХ КАТЕГОРИЯХ. НЕУСТАННЫЙ ПОИСК И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
МОЖЕТ НЕОЖИДАННО ПРИВЕСТИ К ЗАВИДНОМУ СООТНОШЕНИЮ КАЧЕСТВО/ЦЕНА.
Музыка, которую мы слушали
1. ELO. «A New World Record».
2. «Dead Man Walking». Soundtrack.
3. Handel. «Music for the Royal Fireworks». «The Arrival of the
Queen of Sheba». The English Concert on authentic instruments.
Directed by Trevor Pinnock.
4. «Farinelli, il castrato». Soundtrack.
5. Antonio Forcione. «Alhambra». (NAIM lable)
6. Grand Funk Railroad. «E. Pluribus Funk».
7. Marianne Faithful. «A Secret Life».
8. Katie Webster. «No Foolin'!»
9. Canonball Ederly. «Somethin' Else».
10. Camille Saint-Saёns. Danse Macabre, op.40.
Philarmonia Orchestra/Charles Dutoit.
БОЛЬШИНСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ДОвольно скептически относится к
напольной акустике в ценовом диапазоне $380 - 520. Ведь согласно
сложившимся стереотипам, эти суммы являются чуть ли не нижним порогом,
за которым начинается Hi-Fi. Даже полочные колоночки за такие деньги
оцениваются, как правило, с массой оговорок. С другой стороны, именно
напольные системы ассоциируются с масштабным звуком, истинными размерами
большого оркестра и ощутимым басом. Стандартная модель домашнего
кино, опять-таки почти безоговорочно, предусматривает в качестве
фронтальных излучателей массивные акустические сооружения.
Не станем оспаривать эту точку зрения, а попытаемся беспристрастно
исследовать потенциальные возможности недорогих напольников. «Беспристрастно»
у нас, как всегда, означает - музыкальной программой, которая непосредственно
перед этим была прослушана на АС заведомо более высокого класса.
Сегодня это Dynaudio Contour 1.8 ($2790). Столь значительный отрыв
в цене позволяет временно признать их условно-непорочными и сделать
поправку на неизбежные недочёты акустики помещения прослушивания.
Для ещё большей объективности мы решили на этот раз измерить в
нашей лаборатории реальные параметры тестируемых акустических систем,
сравнить их с данными, приводимыми изготовителями (там, где они
указаны в полном объёме), и сопоставить с результатами субъективной
экспертизы. Причём автору этих строк в момент их написания протоколы
испытаний неизвестны (честно!). Так что возможны различные сочетания
мнений, хотя сюрпризы, как правило, определяются замысловатым импедансом
колонки вкупе с усилителем, токовый потенциал которого оказывается
слабоватым для таких игр.
Здесь такого вроде бы быть не должно, ибо в эксперименте, как
и в прошлый раз, участвует сокрушительный комплект Sim Audio - предусилитель
Moon PS5 ($5400) и оконечные моноблоки Moon W10 ($13500 - пара).
Соединены балансным интерконнектом Siltech SQ-88B 63 XLR ($764/0,6
м). Такой же кабель применён между предусилителем и CD-источником
Primare D30.2 ($2730). Акустический кабель Siltech LS-100 63 WBT0680
($1683/2 м). Для питания электроники мы использовали сетевой стабилизатор-кондиционер
CZ-3000 ($2450), более подробно описанный в №9/2002.
Mission M73
Двухполосный фазоинвертор.
Рекомендуемая мощность усилителя 25 - 100 Вт,
рабочая полоса 48 - 20000 Гц, чувствительность 90 дБ, импеданс 8
Ом.
160-миллиметровый драйвер из композитного материала
и 25-миллиметровый твитер.
Габариты 850 х 200 х 305 мм (внутренний объём
18,6 л), масса 14,5 кг.
ЗНАКОМСТВО.
73-я - младшая сестра 74-й, которую мы описывали в №9/2002. При
незначительно меньшем корпусе у нее не два, а один драйвер с соответственно
в два раза меньшим внутренним объёмом, необходимым ему для работы.
Следовательно, остальная часть корпуса является, по сути дела, импровизированной
подставкой, свойства которой могут быть существенно улучшены путём
заполнения балластом, для чего сзади имеется съёмная крышка.
Отметим выпуклую полукруглую переднюю стенку и традиционную для
Mission пластиковую накладку, что минимизирует дифракцию. Расположение
твитера ниже основного динамика, по мнению разработчиков, должно
привести к большему «фазовому спокойствию».
Фазоинверсная труба диаметром 60 мм вынесена на заднюю стенку,
причём в комплект входит поролоновая заглушка, с помощью которой
характер звучания колонки можно менять в зависимости от её расположения
относительно стен помещения. Стенки корпуса довольно толстые - 16
мм, что в сочетании со сравнительно небольшим рабочим объёмом уменьшает
ящичные призвуки. Возможно подключение bi-wiring. Комплектуется
шипами.
СЛУШАЕМ. Условный уровень19.
Тембр: общий баланс всё же несколько смещён вниз. Мидбас акцентирован
в районе 200 Гц. При установке близко к стене эта тенденция может
чрезмерно усилиться, и тогда придётся экспериментировать с поролоновыми
заглушками. Изумительное обилие высокочастотных подробностей на
малых уровнях сменяется суховатостью и даже некоторой зажатостью
при больших амплитудах. При обилии баса возникает целый ряд окрасок
в области средних частот [6]. Я бы назвал это некоей динамической
зависимостью. Кроме того, чувствуется небольшой перелом в области
2 кГц (очевидно, недалеко от частоты раздела кроссовера), где характер
звучания резко меняется. Но эта же странность обуславливает и на
редкость красивые моменты: завораживающий голос чёрного блюза [8]
и пронзительно серебристый тембр трубы.
Голоса: стремятся к яркости, но несколько зажаты [1]. Сильная
сторона - передача эмоциональных оттенков и перепадов настроения.
Совершенно отсутствует вульгарное упрощение, но при этом немного
не хватает утонченности.
Стерео: в большинстве случаев картина выстроена верно, причём
легко передаются её динамические изменения [5]. Много пространства,
порой слишком много. Когда оно переполнено низкими звуками [7],
это, пожалуй, чрезмерно давит на слушателя.
Бас: устойчивый, глубокий, контролируемый. В явно «перецифрованных»
записях может быть резким [1]. Небольшая склонность к гулу легко
нейтрализуется применением балласта.
Характерные особенности: завидное чувство ритма, благодаря которому
записи рока и джаза приобретают второе дыхание. В звуках солирующих
инструментов мы слышим гораздо больше подробностей, чем в звучании
оркестра, - чрезмерная слитность приводит к потере индивидуальности
отдельных исполнителей [3]. Хороша передача динамики, которая порой
кажется даже излишне гипертрофированной. Что, очевидно, связано
с изменением характера звука на разных уровнях громкости - от романтической
увлечённости к грубой собранности и мрачноватой энергетике.
ЭМОЦИОНАЛЬНА С УГРОЖАЮЩИМ НИЗОМ. ЧУВСТВО СИЛЫ И
РИТМА. ПРЕДПОЧИТАЕТ ДЕЙСТВИЕ, А НЕ ТОНКОСТИ. ПРИЛОЖЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
- СКОРЕЕ, КИНО.
Mission M73 ($380)
|
Неплохой набор: бас, энергия, эмоции, стиль. |
|
Всё это собрано не совсем гармонично и меняется в зависимости
от громкости и характера воспроизводимой музыки |
|
Поставьте это в кинотеатр - динамика развития любого сюжета
найдёт своё продолжение за пределами экрана. Со стерео придётся
повозиться больше, подбирая кабели, расположение и, конечно
же, экспериментируя с поролоновыми заглушками. Применяя их,
удастся несколько утихомирить страсти, всё станет более упорядоченным,
но будет как-то меньше воздуха... |
Аudio Pro FOCUS
SA-5
Двухполосный фазоинвертор.
Воспроизводимые частоты 25 - 50000 Гц (25 -
32000 Гц при неравномерности ±3 дБ), частота раздела кроссовера
3000 Гц.
Чувствительность 90 дБ, импеданс 8 Ом (минимальный
- 4 Ом), рекомендованная мощность усилителя 25 - 200 Вт.
Драйвер 6,5 дюйма и 1-дюймовый металлический
твитер.
Габариты 196 х 940 х 320 мм.
ЗНАКОМСТВО.
Неужто закрытый ящик? Наивный вопрос при первом знакомстве. Нет,
конечно же, бас-рефлекс, но эта уходящая вниз труба неким импровизированным
рупором, расширяющаяся вниз от 60 до 120 мм... Верный шаг в направлении
мощного баса - эдакий пассивный сабвуфер c общим внутренним объёмом
корпуса более 50 л. Для его эффективной работы и снижения общего
уровня вибраций колонки ставятся на специальные подставки, представляющие
собой 5-миллиметровые полоски алюминия, опирающиеся на шипы. Эта
конструкция приподнимает нижнюю плоскость на 33 мм над полом.
Таким образом, инверсное отверстие со своими турбулентными потоками
и некоторой утечкой средних частот вряд ли может заметно повлиять
на формирование звуковой картины в основном диапазоне. Хорошая предпосылка
для ровной характеристики и правильного стерео. Bi-wiring.
СЛУШАЕМ. Условный уровень 17. Чувствительность заметно выше средней.
Тембр: не очень-то богат событиями, но формальная правильность
соблюдается почти всегда. При достаточной многогранности порой заметен
монотонный металлический призвук [2]. В записях аутентичной музыки
ощущаем восторженность и классность, сдерживаемую в разумных пределах
отстранённой суховатостью [3]. Зона агрессии - примерно 2 кГц. У
медных как будто появляются ореолы [9] - слегка зажато и ярко. Роялю
это не поможет - здесь он выглядит достаточно скромно [8].
Голоса: сразу же осуществляют мощный прорыв на волю [1]. Свобода
и чувственность. Кажется, что чем выше частота, тем её больше. Очаровывает
разнообразие женского вокала. Голоса живые и сладкие, порой неряшливые.
Фрагменты оперы здесь воистину хорошо поставлены [4]. К сожалению,
небольшая подкраска нижней середины не позволяет вдоволь насладиться
магнетизмом искусственно созданного божественного голоса Фаринелли.
Стерео: изумительный простор и сверхбаза. Пространство легко меняет
тембр, конфигурацию, глубину, а главное - вся эта грандиозная иллюзия
сохраняет свою стабильность в довольно широкой зоне даже для немалого
количества слушателей одновременно.
Бас: моментально заявил о себе плотной стеной, где идеальная упругость
сочетается с благородной приглушённой хрипотцой [2]. Лев зарычал...
[6]. Почти без нелинейности, если не придираться к некоторой грязноватости
вокруг бас-гитары Мела Шахера. Впрочем, эта часть японского ремастеринга
особенно трудна для прочтения. И всё же лучше не доводить дело до
эксцессов - на весьма низком уровне хорош большой барабан в симфоническом
оркестре [10], 25 Гц не кажутся столь уж фантастическим показателем.
Характерные особенности: напряжённая атака и скорость, столь необычные
при таком неспокойном нижнем регистре. Там, где страсти утихают,
голос становится, скорее всего, немного неуклюжим и сладким. Сумерки
артистизма. Сложные перипетии классики порой кажутся уроком музыки
или пересказом книжки. Досадные упущения, нарушающие общую гармонию.
НОВЫЕ БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ ИЗ СКАНДИНАВИИ. ХОРОШО ПОСТАВЛЕННЫЙ
БАС И ВЫСОКАЯ ОТДАЧА НЕ ОТБИРАЮТ ОЧКИ У КРАСИВЫХ ГОЛОСОВ, А ЯВЛЯЮТСЯ
ДЛЯ НИХ НАДЁЖНОЙ ОПОРОЙ. НЕМНОГО НЕ ХВАТАЕТ ТОЧНОСТИ В КЛАССИЧЕСКИХ
ТОНКОСТЯХ.
Аudio Pro FOCUS SA-5 ($400)
|
Мощный низкий артикулированный бас, как выяснилось, наиболее
эффективный и хорошо поставленный в нашем тесте. Подчёркнуто
безукоризненное стерео. Разумно сбалансированный тембральный
баланс. |
|
Некоторая обеднённость тембра, облегчённый вариант прочтения
классики. |
|
В области наиболее востребованных слушателем свойств Audio
Pro явно звучит дороже, чем стоит. Вполне можно рекомендовать
для нашей напряжённой жизни, где переизбыток энергетики и осознание
своего положения в пространстве оказывается существеннее некоторых
потерянных нюансов. |
Athena AS-F1
Двухполосная фазоинверсная система.
Рабочая полоса частот 40 - 20000 Гц, номинальная
мощность 175 Вт, чувствительность 92 дБ, импеданс 8 Ом.
Содержит восьмидюймовый НЧ/СЧ-драйвер с полипропиленовым
диффузором и 1-дюймовый твитер из синтетического материала тетерон.
Габариты 241 х 905 х 298 мм.
ЗНАКОМСТВО.
Athena Technologies является новейшим отделом канадской компании
АРI, основанной в 1975 году в Торонто. Athena в русской транскрипции
- Афина Паллада. Богиня войны, победы, мудрости, искусств и ремесла.
Дочь Зевса, родившаяся в шлеме и доспехах. Кредо акустики AS-F1
- энергетическая агрессивность и утончённость в классических произведениях.
Главная особенность конструкции - драйвер большого диаметра, поддерживаемый
70-миллиметровой амбразурой фазоинвертора, выходящей на переднюю
панель. Такое решение способствует созданию физически ощутимого
драйва в низкочастотной области, но не бесспорно для СЧ-диапазона.
В частности, могут возникнуть проблемы в деле единения с твитером.
Очевидно, последний не случайно снабжён неким импровизированным
пластиковым рупором размерами 132 х 90 мм, что, скорее всего, способствует
выравниванию общей фазовой характеристики.
Движение поршня большого диаметра создаёт немалое избыточное давление
внутри корпуса, и 15-миллиметровые стенки призваны сдерживать этот
напор с минимальными собственными призвуками. Bi-wiring не предусмотрен.
Колонки комплектуются съёмными пластиковыми шипами.
СЛУШАЕМ. Условный уровень 18. Чувствительность немного выше средней.
Тембр: не так уж много эмоциональной информации. Со временем понимаешь,
что тембральный баланс неплохо уравновешен. Ничего не исчезает и
ничего заметно не подкрашивается. В мощном соло саксофона и глубинах
чёрного блюза возникает лёгкое опьянение, но поток не выходит из
берегов.
Голоса: хорошо выстроенное спокойствие сменяется неприкрытым восторгом
[4] - классика волнует даже в своеобразном синтетическом переложении
нашего времени. Кстати, излишняя стилизация, подкреплённая электронными
средствами, здесь вызывает некоторое отторжение, снятие слоя грима
[7].
Стерео: ровно столько, сколько нужно, без излишеств. Причём это
относится как к акустическим записям, так и к картинам, кропотливо
созданным электронным способом [5]. Пространство многослойно, чувствуется
глубина.
Бас: начало прослушивания, но мы уже ощущаем рокочущие подробности
[1]. Удары, вибрация воздуха, глубина, - всего этого очень много,
добавить бы сдержанности... Естественно, столь большой инвертор,
да ещё и выходящий вперёд, не лишён гула и окраски.
Характерные особенности: несмотря на некоторую размазанность снизу,
обладает завидным чувством ритма и собранностью. Джаз-клуб здесь
- эдакая уютная берлога, где легко и вдохновенно рождаются гениальные
вещи, много алкоголя и воздуха вокруг рояля [9]. Но истинное призвание
«Афины» - всё же классика. Стабильное сочетание акустической и эмоциональной
правды. Пыль кулис, бархатные шторы, призраки гвардейцев с фонарями
[3]. После «Танца смерти» - фортепианный концерт (No.2 in G minor,
op.22) Камилла Сен-Санса [10]. Рояль слегка пыльный и дребезжащий.
И расположен немного не там. Но это Рояль! И пусть там измерения
покажут всё что угодно.
СОЛИДНАЯ КОЛОНКА С БОЛЬШИМ ДИНАМИКОМ ТЯГОТЕЕТ К
МАСШТАБНОМУ ОТОБРАЖЕНИЮ МУЗЫКИ И АКУСТИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ В КЛАССИКЕ.
ВОЗМОЖНО, ИЗЛИШНЕЕ УСЕРДИЕ В НИЖНЕМ РЕГИСТРЕ, НО ЧАСТО ЛИ НАМ УДАЁТСЯ
УСЛЫШАТЬ ПОДОБИЕ ИСТИННОГО РОЯЛЯ?
Athena AS-F1 ($420)
|
Ровный тембральный баланс. Неподдельная энергетика в нижнем
регистре. Отсутствие окраски голосов и инструментов, особенно
в акустических записях. |
|
Не всегда хорошо управляемый бас. |
|
Athena капризна и порой совершает резкие движения. Но ощущение
присутствия живой музыки и бьющей через край энергии не покидало
нас ни на минуту. Согласно мифам, Афине была посвящена мудрая
птица сова и оливковое дерево. Дополним этот перечень нашей
безоговорочной рекомендацией. |
Magnat VINTAGE
120
Двухполосный фазоинвертор.
Излучаемая полоса 22 - 32000 Гц, частота раздела
кроссовера 3500 Гц, импеданс 4 Ом.
Номинальная/музыкальная мощность 150/250 Вт,
рекомендуемая мощность усилителя от 35 Вт. Содержит два 16-сантиметровых
драйвера и 25-миллиметровый твитер.
Габариты 204 х 970 х 316 мм.
ЗНАКОМСТВО.
Все испытанные нами системы, цена которых приблизились к 500-долларовой
границе, содержат три громкоговорителя - два мидбаса и твитер. В
таком построении почти безраздельно властвует конфигурация Д'Апполито,
когда пищалка оказывается зажатой между основными динамиками, что
способствует субъективному слиянию отдельных источников в единое
целое.
Отметим симметричное углубление на передней панели в районе установки
твитера - очевидно, дополнительная мера по минимизации дифракции
и выравниванию фазовых характеристик. Драйверы снабжены алюминиевыми
диффузорами с их противоречивыми, но всегда интересными свойствами.
Две НЧ-головки требуют полного использования объёма ящика, а потому
диаметр выходного отверстия фазоинвертора также оказывается немалым.
Две трубки вместо одной - проверенный метод снижения турбулентности
выходящего потока. Разнесение их в пространстве, вероятнее всего,
призвано уменьшить критичность расположения акустических систем
относительно стены. Bi-wiring.
СЛУШАЕМ. Условный уровень 18. Чувствительность несколько выше
средней.
Тембр: при всём желании назвать здесь тембральный баланс нейтральным
нелегко. Что-то всегда подкрашено, но это не просто собственный
голос, он ещё и крайне изменчив - то отдаёт металлом, делая удивительно
похожими персонажей саундтрека [2], то ослепительно сверкает, озвучивая
торжественность и роскошь, свойственную фильму [4]. Яркость придаёт
неожиданную и даже чрезмерно экстравагантную выразительность медным,
и это позволяет увидеть игру Эдерли и Дэвиса в совершенно ином свете
[9]. «Ярковато, но вот он, звук», - хотелось сказать во многих случаях.
Голоса: удивительным образом сохраняют индивидуальные особенности,
несмотря на все метаморфозы, описанные выше. ...«Неузнаваемый» [7]...
«Резко подкрашенный» [2]... «Всё же пленяет» [4]... - какой бы подвести
общий знаменатель под эти противоречивые наблюдения?
Стерео: пространства много, очень много, что свойственно почти
всем «Магнатам» без исключения. Правда, прислушавшись внимательно,
обнаруживаешь, что оно довольно-таки статично и предсказуемо. Хотелось
бы больше игры и неожиданности.
Бас: это тот бастион, где Magnat уверенно удерживает свои позиции,
независимо от размеров колонок и класса, к которому они принадлежат.
Нижняя граница диапазона здесь всегда опускается достаточно низко.
Порой мерещатся отголоски чего-то рокочуще-львиного, но строгого
[5], да и пассажи Шахера [6] оказываются не столь уж запредельно
сложными. Хорошо, но существует некая неповоротливость, и всё это
великолепие чуть-чуть отстаёт от основного потока музыки.
Характерные особенности: акустика чувствует оркестр. И дело здесь
вовсе не в его масштабе, громкости и пространственном расположении.
С первых же тактов угадывается некая слаженность совместного действа,
будь то классический состав или электронное шоу Джефри Линна. Это,
пожалуй, лишь часть главного - способности «Магната» подчеркнуть
и оттенить мастерство, истинную классность, идёт ли речь о скрипке
[10], электронной [6] или акустической [5] гитаре. И это каким-то
непостижимым образом сочетается с заметными тембральными недочётами,
указанными выше. Причина? Вероятно, линейность и слаженность компонентов.
ЛЮБИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ? КЛАССНОСТЬ И МАСТЕРСТВО. РОД ЗАНЯТИЙ?
БЕСПРИСТРАСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. ЧТО НЕМНОГО МЕШАЕТ? УЗНАВАЕМЫЙ ГОЛОС.
Magnat VINTAGE 120 ($525)
|
Высокая линейность. Низкий бас. Безупречная передача мельчайших
подробностей музыки и индивидуальности исполнителя. |
|
Заметная тембральная окраска на некоторых участках частотного
диапазона. |
|
Что ни говори, здесь чувствуется истинная немецкая школа.
Будь эта система хоть чуточку нейтральней, не миновать бы ей
рекомендации. По-моему, это тот случай, когда стоит повозиться
с кабелями и установкой - органный бас и некая изначальная классность
того стоят. |
Panasonic SB-PF500Е-K
Трехполосная фазоинверторная система.
Импеданс 6 Ом, музыкальная мощность 200 Вт,
четыре 80-миллиметровых драйвера и 25-миллиметровый твитер.
Габариты (ШхВхД) 250 х 1092 х 280 мм.
ЗНАКОМСТВО.
«Четвёрка резвых» - так называли рок-музыканты комбики, снабжённые
четырьмя одинаковыми драйверами. Похоже, что ту же цель - организовать
басовый излучатель с большой поверхностью при минимальной занимаемой
площади и неплохих фазовых характеристиках - преследовали и разработчики
Panasonic. Высокие узкие колонны желанны в любом интерьере домашнего
кинотеатра, их акустическую ось несложно сориентировать оптимальным
способом, взаимодействие с окружающими предметами минимально. Многоканальный
звук был упомянут здесь в связи с рекламным слоганом «DVD Audio
Ready». Данное утверждение поддерживается частотным диапазоном до
50 кГц (на уровне -16 дБ).
Серьёзность намерений производителей также подтверждают разделительные
фильтры на высококлассных электролитах и твитеры с неодимовым магнитом.
Особо подчёркивается большая толщина панелей и тяжёлая конструкция
корпуса, установленного на специальную подставку. Естественно, все
динамики магнитоэкранированы. Два фазоинвертора диаметром 50 мм
выходят на заднюю стенку, bi-wiring не предусмотрен.
Строгость и классность дизайна ассоциируется с чёрными представительскими
автомобилями, а «рояльная» поверхность подчёркивает принадлежность
данного хай-тека к миру серьёзной музыки.
СЛУШАЕМ. Условный уровень 21. Чувствительность на среднем уровне.
Тембр: сравнительно ровный и предсказуемый. В средней части диапазона
наблюдается некоторая сухость, которая немного сдерживает инициативу.
В области верхней середины яркости побольше, но такая пронзительность
неожиданно может пойти на пользу медным инструментам [9], выявляя
их характерные особенности и делая эффектным дуэт трубы и саксофона.
Голоса: красивы и индивидуальны, свободны от посторонних наслоений.
Хотя при длительном прослушивании замечаешь в них некоторую повторяемую
черту - грусть и отстранённость [2]. Впрочем, порой это попадает
в точку. Марианна Фейтфул здесь лаконична, выразительна и как нигде
полна сама собой [7], но, пожалуй, лучше всего системе удаётся то,
что мы называем ясностью на фоне бурных излишеств [6].
Стерео: если честно, на него возлагалось больше надежд. Ровно,
стабильно, хорошо передаёт сложные эффекты [5], но в больших картинах
хотелось бы больше глубины.
Бас: низких частот не просто достаточно, они упруги и объёмны.
Почти физически ощущается фронт звуковой волны. Порой возникает
гулкость, но она живая, как дыхание. Впрочем, есть проблема: четвёрка
драйверов не так уж хорошо держит перегрузки.
Характерные особенности: «ясные, но простые скрипки» - трудно
выписать из наблюдений фразу, более точно передающую характер звучания.
Здесь многое происходит красиво и линейно, разве что тише, чем хотелось
бы. Бесстрастный звук? Отнюдь! Множество нюансов и примеров передачи
оттенков настроения: фантазия и тревога [10] и азартная игра на
повышение [9]. Трёхмерное живое изображение происходящего, правда,
в несколько бледноватых тонах.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ СТРОИТ КИНО В СВОЁМ ДОМЕ.
ДИЗАЙН НЕМАЛОВАЖЕН. ИМЕЕТСЯ РАЗНОПЛАНОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ CD И ВЕРА В
ГРЯДУЩУЮ МНОГОКАНАЛЬНОСТЬ НОВЫХ СТАНДАРТОВ.
Panasonic SB-PF500Е-K ($520)
|
Достоверный тембральный баланс. Нюансы голоса. Уверенный контролируемый
бас. Живая динамика и эмоциональная поддержка происходящего. |
|
Пониженная чувствительность требует увеличения подводимой
мощности, что создаёт определённые проблемы на пиках сигнала.
Некоторое упрощение многоплановых звуковых картин. |
|
Колонки достойно выдержали испытание. Советуем поэкспериментировать
с установкой на шипы - это заметно влияет на звучание. |
Elac 105
Фазоинвертор, две полосы.
Полоса воспроизводимых частот 40 - 20000 Гц,
частота раздела кроссовера 3800 Гц.
Чувствительность 89 дБ.
Номинальная/максимальная мощность 80/120 Вт,
рекомендованная мощность усилителя 20 - 150 Вт.
Импеданс 4 Ом (минимальный 3,8 Ом на частоте
200 Гц).
Содержит два драйвера диаметром 140 мм и 24-миллиметровый
твитер.
Габариты 900 х 180 х 240 мм (рабочий объём 40
л), масса 11,4 кг.
ЗНАКОМСТВО.
Elac ортодоксально соответствует правилам сегодняшней игры: два
драйвера и твитер по версии Д'Апполито, два 70-миллиметровых инвертора
на задней стенке (правда, всё же смещённые в нижнюю его часть),
пренебрежение к bi-wiring, почти плоские металлические ножки вместо
шипов, бюджетный алюминиевый диффузор драйверов отсутствие фирменной
патентованной «гармошки» (JET) в твитере. При такой цене ставить
пищалку за 200 евро, конечно, невозможно. Вместо нее - новая однодюймовая
металлическая пищалка Ringdome в импровизированном пластмассовом
рупорке.
Нам трудно представить себе внутреннюю конструкцию, но, судя по
внешним проявлениям, толщина стенки не превышает 8 мм, однако на
предмет простукивания ящик довольно-таки глухой и массивный. Тайна
сия велика есть.
СЛУШАЕМ. Условный уровень 19.
Тембр: если честно, то по отношению к Elac сложился некий стереотип,
и написать эту часть текста я готовился легко и беззаботно. Но не
тут-то было! Нет здесь привычно яркой и слегка синтетичной успокоенности.
Порой возникает некое засилье середины [3], но ненадолго. СЧ во
всей своей протяжённости активны и подробны, и некоторая жестковатость
[7] тут же сменяется упоительной правильностью [9]. Особо отметим
мягкую (вот верное слово!) арфу, которая у Сен-Санса имитирует часы,
отбивающие полночь [10] - гулко, тревожно, правдоподобно.
Голоса: практически нет окраски, исключая, пожалуй, момент, где
она позарез необходима для раскрытия изначального замысла. Как мы
помним, главная находка создателей «Фаринелли-кастрата» [4] заключается
в имитации голоса великого певца искусственным цифровым сложением
мужского контр-тенора (что почти близко к искомому) и женского сопрано.
Работа настолько филигранна, что и не ожидалось особых откровений
в данной ценовой категории. И вдруг этот голос возник - сладкий,
дрожащий и, что в данном случае существенно, не поддерживаемый роскошным
визуальным образом. Здесь немалая заслуга мидбасовой составляющей
- тот самый оттенок, что сперва воспринимался как излишняя мутность
[1].
Стерео: как показывает практика, хорошо там, где на него не обращаешь
особого внимания. И всё же прорвалось в звучании блюза каким-то
немыслимым единением голоса и рояля [7].
Бас: хорошо артикулирован [1], но, увы, не имеет своего характера.
Устойчиво обыгрывается зона 60 - 80 Гц. Эксцессов не предвидится
- как провальных, так и вызывающих восторг. Утихомирено рычание
могучей бас-гитары [6], контрабас предусмотрительно отодвинут подальше
[9], в симфоническом оркестре мы, скорее, ощущаем фантом чего-то
низкого. Правильно сформированная разумная сдержанность.
Характерные особенности: кристально чисто, торжественно и слегка
приглушённо. Умело дозированная красивость и эмоциональность. Иногда
возникают серьёзные претензии, но ловишь себя на том, что дослушиваешь
сомнительные фрагменты до конца, а мысли переключаются на что-то
другое. Совершенство в виде чудовищной сбалансированности свойств?
...ЗАПРОСТО СДАТЬ СЛОЖНЫЙ ЭКЗАМЕН (ВСЁ ЖE КОЕ-ГДЕ
ЗАПИНАЯСЬ), А ЗАТЕМ С НЕВИННЕЙШИМ ЛИЦОМ ОЗАДАЧИТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КАКИМ-НИБУДЬ ПРОСТЫМ ВОПРОСОМ...
Elac 105 ($520)
|
Умело выстроенный тембр. Сбалансированная энергетика во всём
частотном и динамическом диапазоне. Высочайшее разрешение и
правильность, не проявляющиеся демонстративно. |
|
Излишняя сдержанность, особенно в нижнем регистре. |
|
После прослушивания мы вновь вернулись к референсной системе.
Чуда не произошло - там совсем иной мир и другие ценности и
критерии. Но разговор на равных возможен. Недостаток информации
(возможностей, средств) может в значительной степени быть компенсирован
пониманием и следованием определённым тенденциям. Это и есть
залог победы. |
P.S. Придётся немало помудрить с установкой и подбором соответствующей
системы.
В ОЖИДАНИИ НЕОЖИДАННОСТЕЙ
НА ДУШЕ ТРЕВОЖНО. ЧТО ТАМ ПОКАЖУТ измерения, и какими высокоучёными
словами придётся объяснять, возможно, принципиальные расхождения
результатов?
Что касается чувствительности. Под условным уровнем подразумевались
цифры на лицевой панели предусилителя Moon, указывающие положения
регулятора уровня и соответствующие равной громкости (на просвещённое
ухо вашего покорного слуги). Скорее всего, эти данные нельзя напрямую
пересчитывать в чувствительность, ибо здесь ещё действует фактор
реального импеданса, с которым тоже всё не так просто.
Но дело сделано, и вряд ли кто-нибудь из нас отступится от результатов
своей работы. Главное, что результаты эти в обоих случаях были получены
предельно добросовестно.
Мы рады неожиданностям, ибо они опровергают расхожее мнение о
закате Звука. Нет и ещё раз нет. Испытания были серьёзными. Непростая
музыка, солидное окружение, недосягаемо дорогой (сравнительно) референс.
Никто из испытуемых и не подумал оставаться в тени.
Критерии выявления победителей оказались насколько жёсткими, настолько
и субъективными. Audio Pro покорил нас сочетанием силы и изысканности,
а «Афина» - глубоким пониманием классики, что, увы, сегодня встречается
нечасто. Что же касается безоговорочного победителя, то мы постоянно
склонны отдавать предпочтение гармоничной совокупности свойств,
ибо это свидетельствует о глубоком проникновении в сущность происходящего.
А что до оставшихся, то мы уверенно предвидим успех в номинации
«Фронтальная акустика домашнего кино» в соответствующей ценовой
категории Mission и Panasonic, дело только за организацией таких
соревнований. Magnat скрепя сердце можно упрекнуть в некоторой старомодности
звучания, но поклонники изысканного немецкого баса вряд ли смогут
отыскать достойную альтернативу за сопоставимые деньги.
Увы, мы были, есть и остаёмся жестокими испытателями, и лёгких
тестов у нас не предвидится. Тем почётней победа в них и закономерней
долгожданные неожиданности.
Редакция благодарит сотрудников московского салона «Контрапункт»
за помощь в проведении теста.
семь раз отмерь (инструментальное
послесловие к тесту напольной акустики)
|